ВОПРОСЫ
Ответы на часто задаваемые вопросы
Здесь вы можете найти ответы на самые часто задаваемые вопросы.
Вопрос:
Может ли ответ в мессенджере или по электронной почте признаваться письменным согласием работника на сверхурочную работу?
Ответ: Ответ работника в мессенджере или по электронной почте может признаваться письменным согласием работника на сверхурочную работу, если в организации введен электронный документооборот на основании собственной информационной системы и данный способ является установленным средством взаимодействия работника и работодателя, также ответ должен быть подписан электронной подписью.
Обоснование: В соответствии со ст. 99 Трудового кодекса РФ сверхурочная работа — работа, выполняемая работником по инициативе работодателя за пределами установленной для работника продолжительности рабочего времени: ежедневной работы (смены), а при суммированном учете рабочего времени — сверх нормального числа рабочих часов за учетный период. В зависимости от обстоятельств привлечения от работника следует взять согласие на сверхурочную работу.
В соответствии с нормами ст. 22.1 ТК РФ под электронным документооборотом в сфере трудовых отношений понимается создание, подписание, использование и хранение работодателем, работником или лицом, поступающим на работу, документов, связанных с работой, оформленных в электронном виде без дублирования на бумажном носителе, за исключением случаев, предусмотренных ст. ст. 22.1 — 22.3 ТК РФ.
Электронный документооборот может осуществляться работодателем посредством Единой цифровой платформы в сфере занятости и трудовых отношений «Работа в России» или информационной системы работодателя, позволяющей обеспечить подписание электронного документа в соответствии с требованиями ТК РФ, хранение электронного документа, а также фиксацию факта его получения сторонами трудовых отношений.
В соответствии с нормами ст. 22.3 ТК РФ при подписании электронных документов посредством информационной системы работодателя работодателем и работником могут использоваться: усиленная квалифицированная электронная подпись; усиленная неквалифицированная электронная подпись, порядок проверки которой определяется соглашением сторон трудового договора; усиленная неквалифицированная электронная подпись, выданная с использованием инфраструктуры электронного правительства.
Простая электронная подпись может использоваться для подписания документов в случае, если соглашением сторон трудового договора установлены правила определения лица, подписывающего электронный документ, по его простой электронной подписи и требования к соблюдению конфиденциальности ключа такой подписи (далее для целей настоящей статьи — простая электронная подпись работника в информационной системе работодателя).
Работник, осуществляющий взаимодействие с работодателем посредством электронного документооборота, вправе направлять в адрес работодателя заявления, уведомления и сообщения, которые предусмотрены трудовым законодательством и в отношении которых осуществляется электронный документооборот в соответствии со ст. ст. 22.1 — 22.3 ТК РФ, посредством:
— информационной системы работодателя (в случае ее применения работодателем для осуществления электронного документооборота);
— цифровой платформы «Работа в России» (при условии ее применения работодателем в целях осуществления электронного документооборота).
На основании вышеизложенных норм трудового законодательства можно сделать вывод, что ответ работника в мессенджере или по электронной почте может признаваться письменным согласием работника на сверхурочную работу только в том случае, если работодатель ведет у себя в организации электронный документооборот на основании собственной информационной системы, а мессенджер или электронная почта являются установленными средствами взаимодействия работника и работодателя. Ответ работника должен быть подписан в соответствии со ст. 22.3 ТК РФ одним из видов электронной подписи.
С 1 марта 2023 г. вступают в силу положения Приказа Минтруда России от 20.09.2022 N 578н, которым установлены Единые требования к составу и форматам документов, связанных с работой, оформляемых в электронном виде без дублирования на бумажном носителе.
Разъяснения по наиболее часто задаваемым вопросам по осуществлению органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных полномочий Российской Федерации в сфере образования
- Вопрос: Необходимо ли при лицензировании образовательной деятельности и осуществлении государственного контроля (надзора) и лицензионного контроля требовать от всех организаций (включая автошколы, учреждения дополнительного образования детей, учебные центры и т.п.) соблюдения всех положений статьи 37 и статьи 41 Федерального закона от 29.12. 2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон № 273-ФЗ) (питание, охрана здоровья)?
Ответ: Согласно статье 37 и статье 41 Федерального закона № 273-ФЗ организация питания и охрана здоровья обучающихся (за исключением оказания первичной медико-санитарной помощи, прохождения периодических медицинских осмотров и диспансеризации) возлагается на организации, осуществляющие образовательную деятельность. Охрана здоровья обучающихся предусматривает: организацию питания обучающихся;
определение оптимальной учебной, внеучебной нагрузки, режима учебных
занятий и продолжительности каникул; пропаганду и обучение навыкам здорового образа жизни, требованиям
охраны труда; организацию и создание условий для профилактики заболеваний и
оздоровления обучающихся, для занятия ими физической культурой и спортом; профилактику и запрещение курения, употребления алкогольных, слабоалкогольных напитков, пива, наркотических средств и психотропных веществ, их прекурсоров и аналогов и других одурманивающих веществ; обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации,
осуществляющей образовательную деятельность; профилактику несчастных случаев с обучающимися во время пребывания в
организации, осуществляющей образовательную деятельность; проведение санитарно-противоэпидемических и профилактических
мероприятий.
Организацию оказания первичной медико-санитарной помощи обучающимся осуществляют органы исполнительной власти в сфере здравоохранения. Образовательная организация обязана предоставить безвозмездно медицинской организации помещение, соответствующее условиям и требованиям для осуществления медицинской деятельности (часть 3 статьи 41 Федерального закона № 273-ФЗ).
Согласно части 4 статьи 41 Федерального закона № 273-ФЗ, организации, осуществляющие образовательную деятельность, при реализации образовательных программ создают условия для охраны здоровья обучающихся, в том числе обеспечивают:
текущий контроль за состоянием здоровья обучающихся;
проведение санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий, обучение и воспитание в сфере охраны здоровья граждан в
Российской Федерации; соблюдение государственных санитарно-эпидемиологических правил и
нормативов; расследование и учет несчастных случаев с обучающимися во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность, в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.
В соответствии с пунктами 4 и 6 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2013 № 966 (далее — Положение о лицензировании) лицензионными требованиями, предъявляемыми к соискателю лицензии на осуществление образовательной деятельности и лицензиату, являются наличие условий для питания и охраны здоровья обучающихся. Согласно пункту 10 Положения о лицензировании, для получения лицензии ее соискатель (лицензиат) представляет в лицензирующий орган копии документов, подтверждающих наличие условий для питания и охраны здоровья обучающихся, а образовательная организация представляет сведения о наличии помещения с соответствующими условиями для работы медицинских работников.
Как отмечалось выше, образовательная организация обязана предоставить помещение с соответствующими условиями для работы медицинских работников.
Организации, осуществляющие обучение, могут предоставить информацию о наличии условий для охраны здоровья обучающихся.
Подтверждением наличия созданных условий для охраны здоровья обучающихся могут являться как документы, подтверждающие заключение договорных отношений с медицинской организацией на оказание медикосанитарной помощи, так и документы, предоставляющие право соискателю лицензии самостоятельно осуществлять такую медицинскую деятельность.
Организация питания осуществляется, прежде всего, в строгом соответствии с требованиями санитарных правил и нормативов (СанПиН). Следовательно, если в отношении некоторых организаций, осуществляющих образовательную деятельность, такие требования не установлены, эти организации должны создать условия для питания. Такими условиями могут быть: наличие места для приема пищи, кулера для воды, микроволновой печи, снекового автомата и т.п.).
- Вопрос: Лицензионное требование – наличие помещения для работы медицинского сотрудника. Какие требования предъявляются к этому помещению? Ответ: Главные цели медицинской деятельности в дошкольных образовательных организациях, общеобразовательных организациях — охрана и укрепление здоровья детей. Медицинское обеспечение в дошкольных учреждениях и школах может осуществлять медицинский работник, находящийся в штате самого учреждения, или специалист учреждения здравоохранения (по договору).
При наличии медицинского работника в штате образовательного учреждения вступают в силу нормы Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее – Федеральный закон № 99-ФЗ), предусматривающие лицензирование медицинской деятельности, в том числе в образовательных учреждениях. Обязательное условие выдачи лицензии — наличие санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии медицинского кабинета санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам.
Таким образом, требования к медицинскому кабинету устанавливаются соответствующими санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами, например: для дошкольных образовательных организаций — СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»; для общеобразовательных учреждений — СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарноэпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»; для организаций, осуществляющих медицинскую деятельность, — СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-
эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность» и т.д.
- Вопрос: Лицензионное требование – безопасные условия обучения. Что включает в себя это понятие? Какие документы необходимо требовать при лицензионном контроле?
Ответ: К компетенции Рособрнадзора, а также органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих переданные полномочия Российской Федерации в сфере образования, относится полномочие по выявлению фактов несоблюдения образовательными учреждениями законодательства об образовании.
При лицензионном контроле для подтверждения безопасных условий обучения необходимо запрашивать санитарно-эпидемиологические заключения о соответствии санитарным правилам зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования и иного имущества, необходимых для осуществления образовательной деятельности, и заключения о соответствии объекта защиты обязательным требованиям пожарной безопасности при осуществлении образовательной деятельности (в случае если соискателем лицензии является образовательная организация).
Проведение проверок в части соблюдения образовательным учреждением санитарных правил и норм, предъявляемых к образовательному процессу, требований пожарной безопасности, а также принятие мер в случае выявления нарушений данных требований относится к компетенции территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и территориального органа по делам ГО и ЧС субъекта Российской Федерации.
- Вопрос: Какой орган осуществляет лицензирование филиала образовательной организации, расположенного и осуществляющего деятельность на территории иного субъекта Российской Федерации, отличного от субъекта Российской Федерации, в котором зарегистрирована «головная» организация?
Ответ: В соответствии с частью 4 статьи 1 Федерального закона № 99-ФЗ особенности лицензирования образовательной деятельности могут устанавливаться федеральными законами, регулирующими осуществление данного вида деятельности.
В этой связи, лицензирование образовательной деятельности осуществляется в порядке, предусмотренном Федеральным законом № 99-ФЗ, с учетом особенностей, установленных Федеральным законом № 273-ФЗ.
Если нормы Федерального закона № 273-ФЗ в части лицензирования образовательной деятельности вступают в противоречие с нормами Федерального закона № 99-ФЗ, то применяются нормы Федерального закона № 273-ФЗ.
Так, согласно части 2 статьи 91 Федерального закона № 273-ФЗ соискателями лицензии на осуществление образовательной деятельности являются образовательные организации, организации, осуществляющие обучение, а также индивидуальные предприниматели, за исключением индивидуальных предпринимателей, осуществляющих образовательную деятельность непосредственно. Возможность выступать в качестве соискателя лицензии филиалам законодательством Российской Федерации в сфере образования не предусмотрена.
В соответствии с законодательством в сфере образования и на основании Гражданского кодекса Российской Федерации (статья 55) образовательным учреждением для осуществления образовательной деятельности на территории другого субъекта Российской Федерации создается филиал. Согласно частям 2-3 статьи 55 Гражданского кодекса Российской Федерации филиалом является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функции или их часть, в том числе функции представительства. Представительства и филиалы не являются юридическими лицами. Следовательно, филиал является неотъемлемой частью юридического лица. При ликвидации юридического лица ликвидируется и филиал.
Кроме того, исходя из норм части 4 статьи 91 Федерального закона № 273ФЗ, лицензия на осуществление образовательной деятельности имеет приложение, являющееся ее неотъемлемой частью. По каждому филиалу организации, осуществляющей образовательную деятельность, оформляется отдельное приложение к лицензии с указанием также наименования и места нахождения такого филиала.
Форма лицензии, форма приложения к лицензии на осуществление образовательной деятельности, утвержденные приказом Минобрнауки России от
10.12.2013 № 1320, не предусматривают возможности предоставления лицензии на осуществление образовательной деятельности филиалу.
Учитывая изложенное, лицензирование филиала организации, осуществляющей образовательную деятельность, производится тем же лицензирующим органом, к компетенции которого относится лицензирование самого юридического лица.
- Вопрос: При лицензировании программ профессионального обучения необходимо создавать условия по всем программам, либо достаточно создать условия по одной профессии?
Ответ: Согласно Положению о лицензировании, для получения лицензии соискатель лицензии представляет в лицензирующий орган заявление и документы, содержащие, в том числе, подписанную руководителем организации, осуществляющей образовательную деятельность, справку о материальнотехническом обеспечении образовательной деятельности по образовательным программам, а также копии разработанных и утвержденных организацией, осуществляющей образовательную деятельность, образовательных программ.
Соответственно, условия должны быть созданы для реализации каждой из заявленных для лицензирования образовательных программ.
- Вопрос: Какова процедура лицензирования образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность в сетевой форме реализации?
Ответ: Согласно части 1 статьи 91 Федерального закона № 273-ФЗ, лицензирование образовательной деятельности осуществляется по видам образования, по уровням образования, по профессиям, специальностям, направлениям подготовки (для профессионального образования), по подвидам дополнительного образования. Формы реализации образовательных программ лицензированию не подлежат.
Таким образом, при реализации образовательных программ в любой форме должны соблюдаться все лицензионные требования, предусмотренные Положением о лицензировании.
- Вопрос: Все ли профессиональные образовательные организации, осуществляющие образовательную деятельность по основным программам профессионального обучения, обязаны для получения лицензии предоставить справку о наличии специальных условий для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья? А если программы не предусматривают обучение лиц с ограниченными возможностями здоровья? Каковы документы, подтверждающие данные условия?
Ответ: Профессиональные образовательные организации, осуществляющие образовательную деятельность по основным программам профессионального обучения, для получения лицензии предоставляют справку о наличии специальных условий для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.
Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования, в том числе особенности организации образовательной деятельности для лиц с ограниченными возможностями здоровья, определен приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 14.06.2013 № 464.
В профессиональных образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по основным программам профессионального обучения, не предусматривающих обучение лиц с ограниченными возможностями здоровья, должны быть созданы условия для беспрепятственного подхода/подъезда к образовательным организациям (цветное противоскользящее дорожное покрытие, пандусы, ограждения, расширенные дверные проемы), а также размещенный в доступном месте информационный стенд (с перечнем реализуемых программ, расписанием и т.д.), адаптированный официальный сайт в сети Интернет (для инвалидов по зрению) с дублированной звуковой справочной информацией (для инвалидов по слуху).
- Вопрос: Каковы действия лицензирующего органа в настоящее время по предоставлению лицензии индивидуальным предпринимателям? Опись документов, форма заявления, форма лицензии? Могут ли ИП реализовывать дополнительные профессиональные программы? Что считать местом нахождения ИП?
Ответ: В соответствии с частью 20 статьи 2 Федерального закона № 273-ФЗ организации, осуществляющие образовательную деятельность, — это образовательные организации, а также организации, осуществляющие обучение. Федеральным законом № 273-ФЗ к организациям, осуществляющим образовательную деятельность, приравниваются индивидуальные предприниматели, осуществляющие образовательную деятельность, если иное не установлено Федеральным законом № 273-ФЗ.
Исходя из норм Федерального закона № 273-ФЗ, в наименовании образовательной организации могут использоваться наименования, указывающие на особенности осуществляемой образовательной деятельности (уровень и направленность образовательных программ, интеграция различных видов образовательных программ, содержание образовательной программы, специальные условия их реализации и (или) особые образовательные потребности обучающихся), а также дополнительно осуществляемые функции, связанные с предоставлением образования (содержание, лечение, реабилитация, коррекция, психолого-педагогическая поддержка, интернат, научно-исследовательская, технологическая деятельность и иные функции) (части 5,6 статьи 23 Федерального закона № 273-ФЗ).
Индивидуальные предприниматели могут осуществлять образовательную деятельность только по основным и дополнительным общеобразовательным программам и программам профессионального обучения (часть 3 статьи 32 Федерального закона № 273-ФЗ). Реализация дополнительных профессиональных программ индивидуальными предпринимателями Федеральным законом № 273-ФЗ не предусматривается.
Статьей 32 Федерального закона № 273-ФЗ установлено, что индивидуальный предприниматель осуществляет образовательную деятельность непосредственно или с привлечением педагогических работников.
При намерении осуществлять образовательную деятельность с привлечением педагогических работников индивидуальный предприниматель направляет в лицензирующий орган заявление и документы по перечню в соответствии с установленными требованиями. При принятии решения о предоставлении лицензии на осуществление образовательной деятельности лицензирующий орган оформляет индивидуальному предпринимателю бланк лицензии и приложение к ней по формам, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 10.12.2013 № 1320.
При этом индивидуальные предприниматели, осуществляющие образовательную деятельность непосредственно, не проходят процедуру лицензирования образовательной деятельности.
Адресом места нахождения индивидуального предпринимателя является адрес места жительства индивидуального предпринимателя.
- Вопрос: Подлежит ли лицензированию образовательная деятельность в форме разовых лекций, консультаций, семинаров и других видов обучения, не сопровождающихся итоговой аттестацией и выдачей документов об образовании?
Ответ: Согласно части 1 статьи 91 Федерального закона № 273-ФЗ лицензирование образовательной деятельности осуществляется по видам образования, по уровням образования, по профессиям, специальностям, направлениям подготовки (для профессионального образования), по подвидам дополнительного образования. В соответствии с частью 2 статьи 91 Федерального закона № 273-ФЗ соискателями лицензии на осуществление образовательной деятельности являются образовательные организации, организации, осуществляющие обучение, а также индивидуальные предприниматели, за исключением индивидуальных предпринимателей, осуществляющих образовательную деятельность непосредственно.
Образовательная деятельность как лицензируемый вид деятельности включает в себя оказание образовательных услуг по реализации образовательных программ по перечню согласно приложению к Положению о лицензировании. Требования к образовательным программам определены статьей 12 Федерального закона № 273-ФЗ.
В части 9 статьи 2 Федерального закона № 273-ФЗ указано, что образовательная программа – это комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий и в случаях, предусмотренных Федеральным законом № 273-ФЗ, форм аттестации, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов.
Из вышеизложенного можно сделать вывод, что лицензированию подлежат образовательные программы.
Таким образом, образовательная деятельность в форме разовых лекций, консультаций, семинаров и других видов обучения, при которых образовательные программы не реализуются, не подлежит лицензированию.
- Вопрос: Что входит в подвиды дополнительного образования? Подлежит или нет лицензированию кружковая деятельность в школе (если по окончании того или иного кружка не выдается документ о прохождении аттестации, присвоении квалификации и т.д.)?
Ответ: Согласно Федеральному закону № 273-ФЗ дополнительное образование – это вид образования, который направлен на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и (или) профессиональном совершенствовании, но формально не сопровождается повышением уровня образования с выдачей соответствующего документа. К подвидам дополнительного образования относятся дополнительное образование детей и взрослых и дополнительное профессиональное образование. Дополнительное образование осуществляется в рамках дополнительных общеобразовательных программ, которые делятся на общеразвивающие и предпрофессиональные. Содержание всех видов дополнительных программ и сроки обучения определяются образовательной программой, которая должна разрабатываться и утверждаться образовательной организацией в соответствии с федеральными государственными требованиями, которые сформулированы в законе об образовании.
Что касается работы кружков в школе, то она должна вестись в рамках общеразвивающих дополнительных общеобразовательных программ и является образовательной деятельностью, подлежащей обязательному лицензированию, даже если по окончанию кружка не выдается никакого итогового документа.
- Вопрос: Необходимо ли получать лицензию на осуществление образовательной деятельности при обучении нормам пожарной безопасности?
Ответ: Образовательная деятельность как лицензируемый вид деятельности включает в себя оказание образовательных услуг по реализации образовательных программ по перечню согласно приложению к Положению о лицензировании. Требования к образовательным программам определены статьей 12 Федерального закона № 273-ФЗ.
Обучение пожарно-техническому минимуму по разработанным и утвержденным в установленном порядке специальным программам с отрывом от производства осуществляется в соответствии с требованиями приказа Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 12.12.2007 № 645 «Об утверждении норм пожарной безопасности «Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций».
Анализ специальных программ по обучению мерам пожарной безопасности (противопожарный инструктаж и пожарно-технический минимум), позволяет сделать вывод о том, что такое обучение не направлено на совершенствование компетенции, необходимой для профессиональной деятельности, или повышение профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации, и не имеет своей целью профессиональную переподготовку специалистов, получение ими дополнительных знаний, умений и навыков, необходимых для выполнения нового вида профессиональной деятельности , приобретение новой квалификации.
Таким образом, обучение работников организаций мерам пожарной безопасности не подлежит лицензированию как образовательная деятельность по реализации образовательных программ.
- Вопрос: Переоформляются ли лицензии в соответствии с частью 9 статьи 108 Федерального закона об образовании № 273-ФЗ (в целях приведения в соответствие с законодательством)? В 99-ФЗ такого основания нет. Как тогда приведут в соответствие с законодательством лицензии те организации, которые не будут менять уставы?
Ответ: При отсутствии оснований, предусмотренных статьей 18
Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», частью 5 статьи 91 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ
«Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 273-ФЗ) и Положением о лицензировании образовательной деятельности, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2013 № 966, организация, осуществляющая образовательную деятельность, вправе обратиться в лицензирующий орган с заявлением о переоформлении лицензии на осуществление образовательной деятельности в связи с:
- установлением бессрочного действия лицензии на осуществление образовательной деятельности (часть 3 статьи 10 Федерального закона от 08.11.2010 № 293-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием контрольно-надзорных функций и оптимизацией предоставления государственных услуг в сфере образования»);
- приведением образовательной деятельности в соответствие с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (часть 9 статьи 108 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).
В целях приведения образовательной деятельности в соответствие с требованиями Федерального закона № 273-ФЗ ранее выданные лицензии на осуществление образовательной деятельности и свидетельства о государственной аккредитации переоформляются до 1 января 2016 года.
- Вопрос: Допускается ли переоформление лицензии в случае реорганизации в форме присоединения при отсутствии лицензии на образовательную деятельность у правопреемника? У присоединенного юридического лица лицензия есть.
Ответ: Нет. В соответствии с частью 7 статьи 91 Федерального закона № 273-ФЗ при реорганизации организации, осуществляющей образовательную деятельность, в форме присоединения к ней другой организации, осуществляющей образовательную деятельность, переоформление лицензии осуществляется на основании лицензий таких организаций.
- Вопрос: В рамках переданных полномочий может ли министерство образования утверждать формы заявлений о предоставлении лицензии, переоформлении лицензии, а также формы документов, необходимых для прохождения процедуры лицензирования?
Ответ: Согласно Федеральному закону № 273-ФЗ форма лицензии, форма приложения к лицензии и технические требования к указанным документам устанавливаются Министерством образования и науки Российской Федерации.
Форма заявления о предоставлении временной лицензии, а также перечень и формы документов, прилагаемых к нему, устанавливаются Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки.
Утверждение форм заявлений о предоставлении лицензий, переоформлении лицензий, а также форм уведомлений, предписаний об устранении выявленных нарушений лицензионных требований, выписок из реестров лицензий и других используемых в процессе лицензирования документов относятся к полномочиям лицензирующих органов (пункт 3 части 2 статьи 5 Федерального закона № 99ФЗ).
- Вопрос: В Положении о лицензировании в отличие от ранее действовавшего отсутствует процедура приостановления срока предоставления (переоформления) лицензии на период до получения ответа на межведомственный запрос лицензирующего органа, но не более чем на 30 календарных дней. Каков теперь алгоритм действий лицензирующего органа в случае непоступления в 5-дневный срок ответа на межведомственный запрос?
Ответ: Согласно части 6 статьи 7.1. Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» непредставление (несвоевременное представление) по межведомственному запросу документов и информации не может являться основанием для отказа в предоставлении заявителю государственной или муниципальной услуги.
- Вопрос: Можно ли открывать детский сад в жилом доме? Какие санитарные правила и нормы будут применяться в этом случае? Лицензируется ли данный вид образовательной деятельности?
Ответ: Санитарные правила и нормативы (СанПиН 2.4.1.3147-13) «Санитарно-эпидемиологические требования к дошкольным группам, размещенным в жилых помещениях жилищного фонда», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 19.12.2013 № 68 (далее — СанПиН 2.4.1.3147-13 от 19.12.2013 № 68), были приняты с учетом социальной значимости решения вопроса о сокращении очередности в детских дошкольных учреждениях. Указанные санитарные правила и нормативы дают право гражданам, юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, деятельность которых связана с оказанием услуг по присмотру и уходу за детьми, их образованию, открывать дошкольные группы в жилых помещениях.
В случае если деятельность будет осуществляться по оказанию услуг по присмотру и уходу за детьми, их образованию индивидуальным предпринимателем непосредственно, без привлечения педагогических работников, то СанПиН 2.4.1.3147-13 от 19.12.2013 № 68 позволяет разместить дошкольные группы в жилом помещении жилищного фонда и осуществлять образовательную деятельность без получения соответствующего разрешения (лицензии).
При создании юридического лица, следует руководствоваться законодательными и нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере образования, регламентирующими деятельность образовательных организаций, организаций, осуществляющих обучение и индивидуальных предпринимателей, за исключением индивидуальных предпринимателей, осуществляющих образовательную деятельность непосредственно. Для реализации образовательных программ требуется получение соответствующего разрешения (лицензии).
В данном случае к устройству, содержанию и организации режима работы детского сада, независимо от вида, организационно-правовой формы и формы собственности, будут применяться Санитарно-эпидемиологические требования, установленные СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (утверждены Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15.05.2013 № 26).
Вопросы размещения собственником в принадлежащем ему жилом помещении предприятий, учреждений, организаций, в том числе частного детского сада, урегулированы Гражданским кодексом Российской Федерации.
После получения лицензии на осуществление образовательной деятельности лицензиат имеет возможность разместить дошкольные группы в жилых помещениях жилищного фонда. В таком случае на условия функционирования этих дошкольных групп будет распространяться действие СанПиН 2.4.1.3147-13 от 19.12.2013 № 68.
Функционирование таких дошкольных групп, реализующих образовательную программу дошкольного образования, будет осуществляться при наличии заключения, выданного органом, уполномоченным осуществлять федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор и федеральный государственный надзор в области защиты прав потребителей в целях лицензирования образовательной деятельности по адресу места ее осуществления, указанному в лицензии, и подтверждающего соответствие жилого помещения и оборудования жилого помещения санитарному законодательству СанПиН 2.4.1.3147-13 от 19.12.2013 № 68.
- Вопрос: Возможно ли проведение аккредитационной экспертизы общеобразовательной программы среднего общего образования при отсутствии обучающихся 10-11 классов в текущем учебном году?
Ответ: При проведении государственной аккредитации образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам организации, осуществляющие образовательную деятельность, заявляют для государственной аккредитации основные образовательные программы, которые реализуются ими вне зависимости от наличия обучающихся по этим образовательным программам в текущем учебном году.
- Вопрос: Актуально ли применение КИМов при аккредитации и контроле качества общеобразовательных организаций?
Ответ: Постановление Правительства Российской Федерации от 11.03.2011 № 164 «Об осуществлении государственного контроля (надзора) в сфере образования» утратило силу. Других нормативных правовых актов, регламентирующих применение контрольно-измерительных материалов, не принято. Законодательством в сфере образования применение контрольноизмерительных материалов при проведении государственной аккредитации и контроля качества образования в общеобразовательных организациях не запрещено. Их применение возможно наравне с другими измерительными материалами.
- Вопрос: Можно ли привлекать к аккредитационной экспертизе одного уровня образования (например, начального общего образования) двух экспертов?
Ответ: Законодательство об образовании не ограничивает количество экспертов, привлекаемых к аккредитационной экспертизе одного уровня образования. Однако, в соответствии с Положением о государственной аккредитации образовательной деятельности, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 18.11.2013 № 1039 (далее – Положение № 1039), аккредитационная экспертиза проводится экспертной группой. Следовательно, количество экспертов, привлекаемых к аккредитационной экспертизе, должно быть не менее двух.
- Вопрос: Применяется ли Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» при привлечении экспертов и экспертных организаций к аккредитационной экспертизе образовательной деятельности организации, оплате их услуг и возмещении их расходов?
Ответ: В соответствии с частью 13 статьи 92 Федерального закона № 273-ФЗ в проведении аккредитационной экспертизы участвуют эксперты, имеющие необходимую квалификацию в области заявленных основных образовательных программ, и (или) экспертные организации, соответствующие установленным требованиям.
При этом, квалификационные требования к экспертам, требования к экспертным организациям, порядок привлечения, отбора экспертов и экспертных организаций для проведения аккредитационной экспертизы, порядок их аккредитации (в том числе порядок ведения реестра экспертов и экспертных организаций) устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования (часть 15 статьи 92 Федерального закона № 273-ФЗ).
Согласно части 16 статьи 92 Федерального закона № 273-ФЗ оплата услуг экспертов и экспертных организаций и возмещение понесенных ими в связи с проведением аккредитационной экспертизы расходов производятся в порядке и в размерах, которые установлены Правительством Российской Федерации.
Указанный порядок определен Правилами оплаты услуг экспертов и экспертных организаций и возмещения расходов, понесенных ими в связи с проведением аккредитационной экспертизы, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.2013 № 370.
Таким образом, при отборе и привлечении экспертов, участвующих в аккредитационной экспертизе, а также оплате их услуг и возмещении понесенных ими в связи с проведением аккредитационной экспертизы расходов необходимо руководствоваться нормами Федерального закона № 273-ФЗ и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами. Положения Федерального закона от 05.04. 2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» при осуществлении указанных мероприятий не применяются.
- Вопрос: Как применить нормативы трудозатрат при проведении аккредитационной экспертизы в соответствии с приказом от 14.11.2013 № 1157 в случае, если:
- аккредитуется одна образовательная программа. Учитывается ли весь контингент организации или контингент обучающихся по конкретной образовательной программе?
- аккредитуется несколько образовательных программ. Нормативы применяются для каждой образовательной программы отдельно или в целом на все образовательные программы?
Ответ: Если для государственной аккредитации заявлена одна образовательная программа, то при применении нормативов трудозатрат в соответствии с приказом от 14.11.2013 № 1157 будет учитываться весь контингент образовательной организации. При государственной аккредитации сразу нескольких образовательных программ нормативы трудозатрат будут применяться в отношении каждого эксперта.
- Вопрос: Каким образом возможно оформление свидетельства о государственной аккредитации учреждениям среднего профессионального образования в случае аккредитации общеобразовательных программ? Ведь сроки разные.
Ответ: Приказом Минобрнауки России от 27.01.2014 № 45 «Об утверждении форм свидетельств о государственной аккредитации, временного свидетельства о государственной аккредитации и приложений к ним, а также технических требований к указанным документам» утверждены, в том числе формы свидетельства о государственной аккредитации – для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам и свидетельства о государственной аккредитации – для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по основным профессиональным образовательным программам.
Таким образом, если профессиональная образовательная организация заявила для государственной аккредитации образовательной деятельности основные общеобразовательные программы и основные профессиональные образовательные программы, то, в случае принятия аккредитационным органом положительного решения такой организации выдается два свидетельства о государственной аккредитации и приложения к ним:
- свидетельство о государственной аккредитации — для осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам, срок действия которого составляет 12 лет;
- свидетельство о государственной аккредитации — для осуществления образовательной деятельности по основным профессиональным образовательным программам со сроком действия 6 лет.
- Вопрос: Дополнительные профессиональные программы подлежат государственной аккредитации?
Ответ: Федеральным законом № 273-ФЗ не предусмотрено проведение государственной аккредитации образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам. В соответствии с частью 8 статьи 108 Федерального закона № 273-ФЗ со дня вступления его в силу свидетельства о государственной аккредитации в части имеющих государственную аккредитацию дополнительных профессиональных образовательных программ признаются недействующими для всех образовательных организаций.
- Вопрос: Подлежат ли государственной аккредитации адаптированные основные общеобразовательные программы для детей с умственной отсталостью, если выпускникам выдается свидетельство об обучении? (часть 13 статьи 60 Федерального закона № 273-ФЗ), а также общеобразовательные программы для детей с расстройством аутистического спектра?
Ответ: В соответствии с частью 1 статьи 92 Федерального закона № 273-ФЗ государственная аккредитация образовательной деятельности проводится по основным образовательным программам, реализуемым в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, за исключением программ дошкольного образования, а также по основным образовательным программам, реализуемым в соответствии с образовательными стандартами.
В настоящее время федеральные государственные образовательные стандарты по адаптированным основным общеобразовательным программам для детей с умственной отсталостью и для детей с расстройством аутистического спектра не установлены.
- Вопрос: При проведении государственной аккредитации образовательной деятельности профессиональной образовательной организации из трех заявленных для государственной аккредитации образовательных программ среднего профессионального образования, относящихся к одной укрупненной группе специальностей, одна была не аккредитована. Можно ли считать данную укрупненную группу специальностей прошедшей государственную аккредитацию?
Ответ: Согласно части 7 статьи 92 Федерального закона № 273-ФЗ при проведении государственной аккредитации образовательной деятельности по основным профессиональным образовательным программам аккредитационный орган принимает решение о государственной аккредитации или об отказе в государственной аккредитации образовательной деятельности по указанным образовательным программам в отношении каждого уровня профессионального образования по каждой укрупненной группе профессий, специальностей и направлений подготовки, к которым относятся заявленные для государственной аккредитации основные профессиональные образовательные программы.
Таким образом, при отказе в государственной аккредитации образовательной деятельности хотя бы по одной из заявленных для государственной аккредитации основных профессиональных образовательных программ, входящих в укрупненную группу профессий, специальностей и направлений подготовки, решение об отказе в государственной аккредитации образовательной деятельности принимается в отношении всей укрупненной группы профессий, специальностей и направлений подготовки.
- Вопрос: Нужно ли переоформлять свидетельства о государственной аккредитации учреждений СПО в части изменения наименования программ НПО в СПО?
Ответ: В соответствии с частью 9 статьи 108 Федерального закона № 273-ФЗ в целях приведения образовательной деятельности в соответствие с настоящим Федеральным законом ранее выданные лицензии на осуществление образовательной деятельности и свидетельства о государственной аккредитации переоформляются до 1 января 2016 года.
Следуя требованиям части 2 Положения о государственной аккредитации
№ 1039, и в соответствии с частью 9 статьи 108 Федерального закона № 273-ФЗ аккредитационные органы в срок до 01.01.2016 переоформляют на основании заявлений организаций, осуществляющих образовательную деятельность, свидетельства о государственной аккредитации, выданные им до 01.09.2013, в отношении реализуемых ими основных образовательных программ, на срок действия имеющегося свидетельства о государственной аккредитации с указанием в приложении к переоформленному свидетельству уровней образования, укрупненных групп профессий, специальностей и направлений подготовки, к которым относятся имеющие государственную аккредитацию образовательные программы.
- Вопрос: В случае если учреждение среднего профессионального образования для государственной аккредитации заявило две и более укрупненные группы, то сумма государственной пошлины уплачивается за каждую укрупненную группу или в целом за УГС (независимо от количества заявленных для государственной аккредитации укрупненных групп)?
Ответ: В соответствии с пунктом 129 части 1 статьи 333.33 Налогового кодекса Российской Федерации до 1 января 2015 г. государственная пошлина за переоформление свидетельства о государственной аккредитации образовательного учреждения в связи с государственной аккредитацией образовательных программ, укрупненных групп направлений подготовки и специальностей среднего профессионального образования уплачивается в сумме 25000 рублей независимо от количества заявленных для государственной аккредитации образовательных программ.
С 1 января 2015 г. за включение в свидетельство о государственной аккредитации каждой укрупненной группы профессий и специальностей среднего профессионального образования уплачивается государственная пошлина в размере 35 000 рублей (пункты 127 и 129 части 1 статьи 333.33 Налогового кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 22.10.2014 № 312-ФЗ).
- Вопрос: Будут ли разработаны федеральные требования к фондам оценочных средств для оценки качества подготовки обучающихся по основным профессиональным образовательным программам среднего профессионального образования по подготовке квалифицированных рабочих (служащих), специалистов среднего звена?
Ответ: В соответствии с частью 12 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образовании, утвержденного приказом Минобрнауки России от 14.06.2013 № 464, образовательная программа среднего профессионального образования включает в себя учебный план, календарный учебный график, рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), оценочные и методические материалы, а также иные компоненты, обеспечивающие воспитание и обучение обучающихся. Учебный план образовательной программы среднего профессионального образования определяет перечень, трудоемкость, последовательность и распределение по периодам обучения учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, иных видов учебной деятельности обучающихся и формы их промежуточной аттестации.
Образовательные программы разрабатываются и утверждаются образовательными организациями самостоятельно, следовательно, наличие федеральных требований к фондам оценочных средств не предусмотрено.
- Вопрос: Каким нормативным актом регламентируется ведение реестра аккредитованных организаций?
Ответ: Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.05.2013 № 438 «О государственной информационной системе «Реестр организаций, осуществляющих образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам».
- Вопрос: Является ли основанием для составления протокола об административном правонарушении нарушение порядка первоочередного и внеочередного приема детей в детский сад, если постановлением органа местного самоуправления установлены «муниципальные льготы таким категориям граждан, как:
- дети работников детского сада;
- дети, братья и сестры которых уже посещают этот детский сад».
Ответ: Не является, так как в данном случае нарушение законодательства допущено со стороны органа местного самоуправления, установившего такие льготы. Необходимо составить акт и передать информацию в прокуратуру.
- Вопрос: Должны ли проверки, осуществляемые в рамках лицензирования (лицензионный контроль на стадии лицензирования (переоформления)) включаться в целевые показатели (приказ от 07.04.2014 № 280)?
Ответ: Да, должны.
- Вопрос: Каким образом возможно осуществлять проверку организаций, реализующих программы профессионального обучения, при отсутствии в лицензии сведений об адресах мест осуществления образовательной деятельности?
Ответ: Путем документарной проверки. Также, например, в случае обращения потребителя, чьи права нарушены, возможно проведение выездной внеплановой проверки, если адрес организации указан в обращении.
- Вопрос: Можно ли проводить контроль качества в автошколах в связи с вступлением в силу новых образовательных программ?
Ответ: Нет. Под федеральным государственным контролем качества образования понимается деятельность по оценке соответствия образовательной деятельности и подготовки обучающихся в организации, осуществляющей образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам, требованиям федеральных государственных образовательных стандартов посредством организации и проведения проверок качества образования и принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и устранению выявленных нарушений требований федеральных государственных образовательных стандартов (часть 2 статьи 93 Федерального закона № 273-ФЗ).
- Вопрос: Организации вынесено два предписания по результатам проверок (по надзору и по лицензионному контролю). Чтобы исполнить предписание по лицензионному контролю, организация должна переоформить лицензию. Лицензирующий орган должен отказать в принятии документов к рассмотрению до исполнения предписания по надзору. Как быть?
Ответ: Если для исполнения предписания необходимо переоформить лицензию, то документы принимаются к рассмотрению (но только с этим основанием). При наличии предписания по какому-либо другому основанию никаких действий с лицензией не производится.
- Вопрос: Индивидуальный предприниматель зарегистрирован в налоговой как «осуществляющий деятельность в области образования». Включать ли его в план проверок лишь на основании сведений из налоговой?
Ответ:
Согласно части 1 статьи 7 Федерального закона № 273-ФЗ к полномочиям Российской Федерации в сфере образования, переданным для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации, относится, в том числе, государственный контроль (надзор) в сфере образования за деятельностью организаций, осуществляющих образовательную деятельность на территории субъекта Российской Федерации. Осуществление образовательной деятельности предусматривает обязательное наличие лицензии на осуществление образовательной деятельности.
Таким образом, основанием для включения как индивидуального предпринимателя, так и юридического лица в план проверок является наличие лицензии на осуществление образовательной деятельности.
- Вопрос: Проясните процедуру применения в отношении организации внеплановой проверки:
а) на основе данных мониторинга в системе образования, предусмотренного статьей 97 Федерального закона № 273-ФЗ «Информационная открытость системы образования. Мониторинг в системе образования»;
б) на основе выявленных нарушений требований законодательства об
образовании аккредитационным органом.
Ответ: По итогам мониторинга в системе образования, в результате которого выявлены нарушения, составляется документ, в котором фиксируются данные нарушения. После чего издается приказ о проведении внеплановой проверки в части выявленных нарушений.
Если нарушения требований законодательства были выявлены в процессе аккредитационной экспертизы, то такие нарушения фиксируются в отчете эксперта, после чего в орган контроля направляется служебная записка о выявленных нарушениях, прикладывается копия отчета эксперта. На основании данных документов издается приказ о проведении внеплановой проверки в части выявленных нарушений.
- Вопрос: Оформляются ли внеплановыми документарными проверками рассмотрение отчета (документов) об исполнении предписания?
Ответ: Да. Исполнение предписания является основанием для проведения внеплановой проверки. Проверка может быть как выездная, так и документарная.
В соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона от 26.12. 2008
№ 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» предметом внеплановой проверки является соблюдение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в процессе осуществления деятельности обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, выполнение предписаний органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля, проведение мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, по обеспечению безопасности государства, по предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, по ликвидации последствий причинения такого вреда.
Согласно части 2 статьи 10 Федерального закона № 294-ФЗ основанием для проведения внеплановой проверки является истечение срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований и (или) требований, установленных муниципальными правовыми актами.
- Вопрос: Сколько актов составляется при проведении проверки по двум направлениям:
— государственный контроль (надзор) в сфере образования; — соблюдение лицензионных требований и условий?
Ответ: Если в распоряжение или приказ руководителя (заместителя руководителя) органа государственного контроля (надзора) о проведении проверки включены одновременно вопросы государственного контроля (надзора) в сфере образования и вопросы соблюдения лицензиатом лицензионных требований и условий, то по результатам такой проверки должен быть составлен один акт по установленной форме в двух экземплярах.
Согласно Федеральному закону № 294-ФЗ к акту проверки прилагаются протоколы или заключения проведенных исследований, испытаний и экспертиз, объяснения работников юридического лица, работников индивидуального предпринимателя, на которых возлагается ответственность за нарушение обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, предписания об устранении выявленных нарушений и иные связанные с результатами проверки документы или их копии.
В случае если при проведении проверки выявлены нарушения обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны:
- выдать предписание юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения и (или) о проведении мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью людей, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также других мероприятий, предусмотренных федеральными законами;
- принять меры по контролю за устранением выявленных нарушений, их предупреждению, предотвращению возможного причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, обеспечению безопасности государства, предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также меры по привлечению лиц, допустивших выявленные нарушения, к ответственности.
При проведении проверки одновременно по вопросам государственного контроля (надзора) в сфере образования и вопросам соблюдения лицензиатом лицензионных требований и условий могут быть выданы несколько предписаний или одно предписание с разными сроками исполнения выявленных нарушений.
- Вопрос: При проверке прокуратурой было указано, что при проведении проверки (плановой по контролю) пишется предписание, где срок исполнения указывается не по каждому нарушению, а в конце предписания (например, устранить указанные нарушения и в срок до _______ представить в министерство). Прокуратура сделала ссылку на Федеральный закон № 294-ФЗ, что по каждому нарушению указывается срок. Правы ли они?
Ответ: Нет. Согласно Федеральному закону № 294-ФЗ в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны:
выдать предписание юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения и (или) о проведении мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью людей, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также других мероприятий, предусмотренных федеральными законами.
Согласно Федеральному закону № 273-ФЗ, в случае выявления нарушения требований законодательства об образовании соответствующий орган по контролю и надзору в сфере образования выдает органу или организации, допустившим такое нарушение, предписание об устранении выявленного нарушения. Указанный в предписании срок его исполнения не может превышать шесть месяцев. Иных указаний по данному вопросу законодательство не содержит.
- Вопрос: Является ли случай, указанный в части 9 статьи 93 Федерального закона № 273-ФЗ, единственным, когда можно выдавать предписание в рамках проверки по федеральному государственному контролю качества образования? Что является предметом проверки по государственному контролю качества, весь ФГОС или только отдельные его части? Если да, то какие?
Ответ: Предписание в рамках проверки по федеральному государственному контролю качества образования согласно части 9 статьи 93 Федерального закона № 273-ФЗ выдается при выявлении нарушений требований федерального государственного образовательного стандарта к результатам освоения основных образовательных программ. При этом предметом проверки по государственному контролю качества может быть оценка соответствия образовательной деятельности и подготовки обучающихся в организации, осуществляющей образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам, требованиям федеральных государственных образовательных стандартов.
- Вопрос: При лицензионном контроле нет федеральных требований и ФГОС по программам дополнительного образования детей. Как смотреть оснащение кабинетов? Является ли отсутствие заявленного в программе обучения по дополнительному образованию детей и взрослых оборудования нарушением требований?
Ответ: Законодательством Российской Федерации в сфере образования не установлены федеральные государственные образовательные стандарты и/или федеральные государственные требования по программам дополнительного образования детей. Требования к оборудованию и помещениям для организации основных видов деятельности по указанным программам установлены СанПиН 2.4.4.1251-03. 2.4.4. «Гигиена детей и подростков. Детские внешкольные учреждения (учреждения дополнительного образования). Санитарноэпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования детей (внешкольные учреждения). Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы», утвержденными Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации от 03.04.2003 № 27. Соответствие этим требованиям подтверждается наличием санитарно-эпидемиологического заключения.
При подготовке и проведении проверки в части оснащения кабинетов могут быть использованы сведения, содержащиеся в справке о материальнотехническом обеспечении образовательной деятельности по заявленным для лицензирования образовательным программам, которая имеется в лицензионном деле.
Отсутствие какого-либо оборудования не может являться нарушением требований, так как они не установлены.
- Вопрос: Может ли орган надзора проводить плановые проверки органов местного самоуправления в соответствии Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»? Если да, то что является основанием для такой проверки?
Ответ: Проведение плановых проверок в отношении органов местного самоуправления предусмотрено частью 3 статьи 93 Федерального закона № 273ФЗ, в которой, в частности, сказано, что под федеральным государственным надзором в сфере образования понимается деятельность, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушения органами государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в сфере образования, и органами местного самоуправления, осуществляющими управление в сфере образования, и организациями, осуществляющими образовательную деятельность (далее — органы и организации), требований законодательства об образовании посредством организации и проведения проверок органов и организаций, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений таких требований.
Согласно статье 77 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы государственного контроля (надзора) осуществляют государственный контроль (надзор) за деятельностью органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления.
Плановые проверки деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления проводятся органами государственного контроля (надзора) на основании ежегодного плана проведения проверок, сформированного и согласованного прокуратурой субъекта Российской Федерации. При этом плановая проверка одного и того же органа местного самоуправления или должностного лица местного самоуправления проводится не чаще одного раза в два года.
Внеплановые проверки деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления проводятся органами государственного контроля (надзора) на основании решения руководителя соответствующего органа государственного контроля (надзора) по согласованию с прокуратурой субъекта Российской Федерации, принимаемого на основании обращений граждан, юридических лиц и информации от государственных органов о фактах нарушений законодательства Российской Федерации, влекущих возникновение чрезвычайных ситуаций, угрозу жизни и здоровью граждан, а также массовые нарушения прав граждан.
Внеплановые проверки деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления могут также проводиться в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации, Правительства
Российской Федерации и на основании требования Генерального прокурора Российской Федерации, прокурора субъекта Российской Федерации о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.
- Вопрос: Можно ли отменять критерии отбора экспертов, привлекаемых органами государственного контроля (надзора) к проведению мероприятий по контролю?
Ответ: Да. Постановление Правительства Российской Федерации от 20.08.2009 № 689 «Об утверждении правил аккредитации граждан и организаций, привлекаемых органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля к проведению мероприятий по контролю» утратило силу.
На данный момент действует постановление Правительства Российской Федерации от 10.07.2014 № 636 «Об аттестации экспертов, привлекаемых органами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля, к проведению мероприятий по контролю». В соответствии с указанным постановлением Правительства Российской Федерации органами государственного контроля (надзора) должны быть разработаны акты, утверждающие:
форму заявления об аттестации эксперта, привлекаемого к мероприятиям по
контролю; перечень видов экспертиз, для проведения которых требуется привлечение
экспертов; критерии аттестации экспертов, привлекаемых к мероприятиям по контролю; положение об аттестационной комиссии; порядок проведения квалификационного экзамена;
правила формирования и ведения реестра аттестованных экспертов,
привлекаемых к мероприятиям по контролю.
- Вопрос: Возбуждено дело по статье КоАП. Судом юридическое лицо признано виновным, но освобождено от наказания. Подали в высшую инстанцию.
Срок 3 месяца прошел:
- вариант – прекращают дело;
- вариант – оставить решение мирового суда без изменения.
Обязано ли юридическое лицо выполнять предписание, выданное по результатам проверки? Ответ: Да, обязано.
- Вопрос: Законно ли приостанавливать прием в образовательную организацию при неисполнении предписания, не нарушаются ли права детей на бесплатное образование?
Ответ: Законно. Ведь данная норма предусмотрена Федеральным законом
№ 273-ФЗ. Права детей нарушаются допущенными нарушениями.
- Вопрос: Необходимо ли организациям, осуществляющим образовательную деятельность только по дополнительным профессиональным программам повышения квалификации для лиц, имеющих среднее профессиональное образование, предусматривать должности научнопедагогических работников и педагогических работников, относящихся к профессорско-преподавательскому составу? Какое количество, либо какие именно должности научных работников будут являться достаточными? Какими нормативными документами в данном случае следует руководствоваться (каким квалификационным справочником)?
Ответ: Федеральным законом № 273-ФЗ установлено, что в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по реализации образовательных программ высшего образования и дополнительных профессиональных программ, предусматриваются должности педагогических работников и научных работников, которые относятся к научно-педагогическим работникам. Педагогические работники относятся к профессорско-преподавательскому составу указанных организаций.
Перечень и квалификационные характеристики должностей профессорскопреподавательского состава утверждены приказом Минздравсоцразвития России от 11.01.2011 № 1н «Об утверждении Единого квалификационного справочника руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов высшего профессионального и дополнительного профессионального образования».
При этом количество педагогических работников, относящихся к профессорско-преподавательскому составу, законодательством не определено.
- Вопрос: Считается ли автодром, используемый автошколой, местом осуществления образовательной деятельности? Если автодром используется автошколой по договору субаренды, может ли он быть указан в заключении, которое должна предоставлять автошкола?
Ответ: В соответствии с разделом V Примерных программ профессионального обучения водителей транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий, утвержденных приказом Минобрнауки России от 26.12.2013 № 1408, наличие оборудованного автодрома отнесено к условиям реализации Примерной программы, которые должны обеспечивать реализацию данной программы в полном объеме и соответствие качества подготовки обучающихся установленным требованиям.
При использовании автодрома по договору субаренды или на ином законном основании сведения о его соответствии установленным требованиям в обязательном порядке должны содержаться в заключении ГИБДД.
- Вопрос: При формировании плана проверок необходимо ли расчет плановых проверок вести по формам плановых проверок, указанным в методике расчета субвенций (постановление Правительства Российской Федерации № 1116)? Ответ: Нет.
- Вопрос: При подтверждении документов обязательно ли штамп «апостиль» должен быть скреплен гербовой печатью?
Ответ: Форма апостиля определена «Конвенцией, отменяющей требование легализации иностранных официальных документов» (заключена в г. Гааге 05.10.1961) (далее – Конвенция). Так, согласно статье 3 Конвенции, единственной формальностью, которая может быть потребована для удостоверения подлинности подписи, качества, в котором выступало лицо, подписавшее документ, и, в надлежащем случае, подлинности печати или штампа, которыми скреплен этот документ, является проставление апостиля компетентным органом государства, в котором этот документ был совершен.
Апостиль, заполненный надлежащим образом, удостоверяет подлинность подписи, качество, в котором выступало лицо, подписавшее документ, и, в надлежащем случае, подлинность печати или штампа, которыми скреплен этот документ. Подпись, печать или штамп, проставляемые на апостиле, не требуют никакого заверения (статья 5 Конвеции).
Таким образом, указание на гербовую печать ни в одной из статей Конвенции, а также в законодательстве Российской Федерации не содержится.
- Вопрос: Проблема возврата государственной пошлины за оказанные государственные услуги по лицензированию, государственной аккредитации и апостилю. Финансовые органы субъектов Российской Федерации руководствуются только Бюджетным кодексом, где нет четкого указания о возврате надзорному ведомству государственной пошлины. Будут ли внесены изменения в Бюджетный кодекс об обязательном возврате государственной пошлины?
Ответ: Частью 2 статьи 7 Федерального закона № 273-ФЗ определено, что финансовое обеспечение осуществления переданных полномочий осуществляется за счет субвенций из федерального бюджета, а также в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в бюджете субъекта Российской Федерации на указанные цели не менее чем в размере планируемых поступлений в бюджет субъекта Российской Федерации от уплаты государственной пошлины, связанной с осуществлением переданных полномочий и зачисляемой в бюджет субъекта Российской Федерации в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Таким образом, буквального «возврата» государственной пошлины за оказанные государственные услуги в рамках осуществления переданных полномочий Российской Федерации в сфере образования законодательство не предусматривает, но определяет, что субъект Российской Федерации обязан затратить на осуществление переданных полномочий Российской Федерации в сфере образования из регионального бюджета сумму, сопоставимую с размерами поступлений от уплаты соответствующей государственной пошлины.