Досудебный претензионный порядок урегулирования споров
Если между участниками сделки возникает конфликт, не всегда следует незамедлительно обращаться за защитой своих прав в судебную инстанцию. Для таких случаев предусмотрен претензионный или иной досудебный порядок урегулирования спора.
Претензии являются наиболее распространенным способом, используемым сторонами для извещения контрагентов о допущенных ими нарушениях и предъявляемых требований. Кроме того, в определенных случаях без них нельзя предпринимать дальнейшие шаги по защите своих прав. О сути претензионного порядка и его особенностях рассказывает данный материал.
Обязательность претензии
В определенных случаях закон предусматривает для сторон обязательный досудебный претензионный порядок урегулирования споров. Не направив контрагенту претензию, они рискуют получить от суда отказ в рассмотрении заявленных ими исковых требований.
Это необходимо, когда конфликт стал результатом возникшей по договору или сделке задолженности, неосновательного обогащения, необоснованных постановлений налоговых органов, невыплаченных обязательных платежей, санкций, отказом в регистрационных действиях в отношении компании или ИП, а также другого спора, связанного с экономическими отношениями между гражданами и юрлицами. Предписания об обязательности направления претензии всегда включаются в соответствующие статьи федеральных законов.
Досудебный претензионный порядок урегулирования споров также должен соблюдаться участниками договора, если при его заключении они прописали в нем соответствующее условие. Однако в случаях, когда оно идет вразрез с положениями законодательства, стороны могут не придерживаться его – нарушения в этом суд не усмотрит.
Документ должен быть составлен и направлен согласно предусмотренным законодательством правилам, нарушение которых приведет к проблемам с последующей подачей искового заявления.
Как составить претензию
Документ может быть составлен в свободной форме, однако чтобы не допустить нарушений досудебного претензионного порядка урегулирования споров он должен содержать данные о:
- ФИО или наименованиях контрагентов их адресах, контактных данных и реквизитах;
- Всех действиях получателя, которые привели к нарушениям положений договора и закона, и требованиях, которые ему необходимо исполнить для восстановления нарушенных интересов отправителя (к примеру, передать недопоставленный по договору товар);
- Точных сроках, до истечения которых должен быть получен ответ или исполнены требования заявителя;
- Доказательствах, на основании которых отправитель считает действия адресата неправомерными;
- Последствиях, которые вызовет неисполнение требований в заявленные сроки;
- Дате отправления, подписи, печати (для юрлица или ИП).
Все перечисленные в претензии требования должны соответствовать тем, которые в дальнейшем заявитель намерен предъявить к нему в судебных органах. В случае их несовпадения это может быть расценено судом, как нарушение претензионного порядка, и отказать в рассмотрении дела.
Приложение к претензии документации, на которой основаны требования отправителя, не является обязательным, если ответчик располагает их копиями, или может получить их самостоятельно. Однако в случае отсутствия у противоположной стороны таких бумаг, во избежание сложностей будет предпочтительным направить их вместе с основным документом.
Правила отправки
Чтобы передать документ адресату, заявитель может выбрать один из следующих способов:
- Направить его посредством почтовой связи, ценным письмом с уведомлением и описью вложения. При этом всю почтовую документацию необходимо сохранять вплоть до разрешения ситуации, поскольку она служит доказательством отправления и вручения бумаг адресату. Письмо направляется по адресу, проставленному в договоре, или юридическому адресу организации;
- Передать лично или воспользоваться услугами представителя, имеющего доверенность, заверенную в нотариальной конторе, а также через курьерскую службу. Документация должна вручаться уполномоченному лицу, иначе это может быть признано нарушением правил доставки;
- С помощью электронных средств связи, если это указано в договоре, или предусмотрено нормами закона.
Если ответчик откажется на добровольной основе устранить допущенные нарушения, факт направления ему документации при обращении в органы суда потребуется подтвердить документально. По этой причине нужно сохранять любые доказательства отправки.
Когда обращаться в суд
Направив свои требования, адресату не следует незамедлительно обращаться в судебные инстанции за защитой своих прав. Вначале он должен дождаться, пока истекут сроки, в которые виновник должен устранить нарушения или ответить на письмо. Если обратиться в суд до их окончания, досудебный порядок будет считаться нарушенным, а в рассмотрении заявления будет отказано.
Величина сроков может определяться нормами законодательства или участниками договора, путем прописывания в нем такого положения. К примеру, ответ на письмо, если речь идет об арбитражном споре, должен быть направлен до истечения месяца. Стороны могут устанавливать в договоре любые сроки, как свыше предусмотренных законом, так и более продолжительные. Приоритет в данном случае отдается договорным положениям.
Если заявитель обратиться в органы суда раньше, чем истечет установленное время, это может привести к возврату документации, либо суд откажется рассматривать обращение.
Заключительные положения
Для разрешения конфликта стороны могут использовать претензионный или иной досудебный порядок урегулирования возникшего спора. Претензия должна составляться и направляться адресату в соответствии с установленными законом правилами.
Если нормы закона или договорные положения прямо предписывают это, направление документа является обязанностью сторон.
Требования, перечисленные в претензии, должны соответствовать тем, которые заявитель намерен изложить в судебной инстанции.
Если судья обнаружит нарушения претензионного порядка со стороны заявителя, ему будет отказано в рассмотрении требований.