Звоните, Пн-Пт 10:00-20:00
+7 (495) 230-16-82
Звоните, Пн-Пт 10:00-20:00
+7 (495) 230-16-82

Претензия о досудебном урегулировании спора

Досудебное урегулирование споров: претензия

При возникновении между контрагентами разногласий они могут попытаться решить вопрос, не обращаясь в органы суда. Среди процедур досудебного урегулирования предусмотрен такой их вид, как претензионный порядок.

О том, в каких случаях претензия в порядке досудебного урегулирования спора должна направляться сторонами до обращения в органы суда, каким образом составляется и передается адресату такой документ, и какие последствия влечет игнорирование такой обязанности, будет рассказано в данной статье.

Когда претензия обязательна

Участники определенных категорий споров до обращения в органы суда обязаны предпринять самостоятельные меры по их разрешению, в частности, направить контрагенту претензию о досудебном урегулировании спора.

В частности, это конфликты, связанные с возникшими по договорам или иным сделкам задолженностями, неосновательным обогащением, неправомерными решениями ФНС, неуплаченными обязательными платежами и санкциями, отказом в регистрации фирмы или ИП, а также другие споры, преимущественно экономической направленности. В соответствующих статьях гражданского и арбитражного законодательства всегда четко указывается на обязанность сторон попытаться решить вопрос мирным путем.

Направлять претензию о досудебном урегулировании спора также необходимо, если такое положение прописано в заключенном между сторонами договоре. Право решать, нужно ли прописывать такое условие законодатель предоставил участникам договора.

При этом для того, чтобы судебная инстанция признала, что претензионный порядок был надлежаще соблюден, важно следовать правилам составления и направления документа, в противном случае это может повлечь негативные последствия для ее отправителя.

Составление претензии о досудебном урегулировании споров

Четких требований на этот счет законодательством не предусмотрено, однако для того, чтобы претензия в рамках досудебного урегулирования спора была составлена грамотно и не вызвала нареканий при возможном переносе его в суд, необходимо соблюдать следующие правила:

  • Указать в ней четкое наименование адресата и отправителя и их реквизиты;
  • Перечислить все нарушения договора и законодательных норм, допущенные контрагентом и выдвинуть конкретные требования, которые последний должен совершить для их устранения (к примеру, выплатить точную сумму задолженности);
  • Указать точные сроки, в которые нарушения должны быть ликвидированы или дан мотивированный ответ на претензию;
  • Перечислить доказательства неисполнения или нарушения договорных отношений;
  • Разъяснить последствия невыполнения требований отправителя в установленные сроки;
  • Поставить четкую подпись, печать (при наличии) и дату направления документа.

Претензия, направленная в досудебном порядке урегулирования спора, должна содержать требования, аналогичные тем, которые сторона впоследствии намерена выдвинуть в иске, в случае переноса спора в органы суда. Несоблюдение такого правила может привести к тому, что претензионный порядок посчитают нарушенным.

Если отправителю известно, что подтверждающая его требования и их обоснованность документация отсутствует у ответчика, следует направить ее вместе с претензией. Однако если достоверно известно, что такие бумаги имеются в его распоряжении или могут быть получены без участия заявителя (к примеру, при направлении обращения в госорганы), такие действия не являются необходимыми.

Порядок отправки

Для передачи документа адресату предусмотрены следующие способы:

  • Отправление посредством почтовой корреспонденции в виде ценного письма с уведомлением и описью вложения. Почтовую квитанцию, уведомление и пр. следует сохранить как документальное подтверждение отправки письма. Отправка производится по адресу, указанному в договоре, или юридическому адресу компании;
  • Вручить нарочно или воспользоваться услугами курьерской службы. Важно убедится в том, что лицо, принявшее документацию, было уполномочено на такие действия, в противном случае документ будет доставлен с нарушением, что повлечет сложности при последующем обращении в суд;
  • Воспользоваться электронной почтой, или иными способами электронной связи. Такой вариант допускается, если стороны прямо прописали такое положение в договоре, имеется соответствующая норма закона, или для участников такой способ является обычным при документообороте.

Факт отправления и вручения документа, если конфликт не был разрешен на досудебном уровне, должен быть подтвержден при последующем обращении в судебную инстанцию. Поэтому важно сохранять все доказательства данного обстоятельства.

Сроки обращения в суд

После отправления документации необходимо ожидать истечения срока, предоставленного ответчику для исполнения требований или ответа на претензию. Невыполнение такого условия приведет к нарушению досудебного порядка и возможному отказу суда в рассмотрении заявления.

Сроки могут быть установлены как в законодательстве, так и указаны сторонами в договоре. К примеру, арбитражный процесс предусматривает направление ответа в течение месяца. При этом участники спора могут самостоятельно регулировать установленные в договоре сроки, которые могут как превышать предусмотренные законом, так и быть короче.

Обращение в судебные органы до истечения положенного времени ведет к отказу в рассмотрении заявления или его возврату отправителю.

Заключительные положения о претензии

Чтобы разрешить конфликт самостоятельно, стороны вправе прибегнуть к направлению нарушителю претензии, составленной в соответствии с требованиями законодательства и являющейся одной из мер досудебного урегулирования.

Такая мера обязательна для участников спора, если это прямо предписывается нормами закона, или такое положение прописано в заключенном между ними соглашении.

В документе должны быть четко перечислены все требования заявителя, которые он впоследствии намерен предъявлять в суде.

Нарушение претензионного порядка ведет к возврату иска или отказу в его рассмотрении.

 

    Нужна консультация опытных юристов?

    Оставьте заявку и мы перезвоним Вам в течении 10 минут

    Укажите Ваш номер телефона *
    Пожалуйста, докажите, что вы человек, выбрав дом.
    Реальные рейтинги на независимых ресурсах

    Юридическая компания «Зайцев и партнёры» занимает топовую позицию в рейтинге надежности и качества правовых услуг по версии Яндекс.Отзывы, СПР, Yell и других ресурсов:

    CПP

    желтые страницы

    4,9 из 5

    Яндeкc

    отзывы

    4,3 из 5

    Yеll

    отзывы

    4,5 из 5

    Я.Кью

    Эксперт

    4,8 из 5

    9111.ru

    соцсеть юристов

    4,9 из 5

    ПPABДA

    КЛИЕНТОВ

    4,8 из 5

    CАTАLОХY

    отзывы

    5,0 из 5

    tор-аdvоkаts.ru

    отзывы

    4,6 из 5