Звоните, Пн-Пт 10:00-20:00
+7 (495) 230-16-82
Звоните, Пн-Пт 10:00-20:00
+7 (495) 230-16-82

Порядок привлечения к административной ответственности за налоговые правонарушения

 

Административная ответственность может наступить за разные налоговые нарушения, например за нарушение сроков подачи декларации, сведений для налогового контроля, занижение налогов и сборов из-за искажения данных бухучета.

Виды наказаний зависят от конкретного нарушения. В основном применяют штрафы.

Чтобы зафиксировать нарушение, сотрудник инспекции составит протокол. По большинству нарушений инспекция сама материалы не рассматривает, а направляет их мировому судье для рассмотрения.

Срок давности привлечения к административной ответственности по нарушениям налогового законодательства, как правило, составляет один год.

 

Оглавление:

  1. За какие нарушения налогового законодательства могут привлечь к административной ответственности
  2. Срок давности привлечения к административной ответственности за нарушения законодательства о налогах и сборах
  3. Как возбуждают дело об административном правонарушении по нарушениям налогового законодательства
  4. Как рассматривают дела по административным нарушениям налогового законодательства

 

  1. За какие нарушения налогового законодательства могут привлечь к административной ответственности

Руководителя организации (иное должностное лицо) могут привлечь к административной ответственности, например:

  • за нарушение срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе. За это могут назначить предупреждение или штраф от 500 до 1 000 руб. (ч. 1 ст. 15.3 КоАП РФ).

Если при этом еще и велась деятельность без постановки на учет, то оштрафуют на сумму от 2 000 до 3 000 руб. (ч. 2 ст. 15.3 КоАП РФ);

  • нарушение срока подачи налоговой декларации или расчета по страховым взносам. За это могут назначить предупреждение или штраф от 300 до 500 руб. (ст. 15.5 КоАП РФ);
  • непредставление в инспекцию в срок документов и сведений для налогового контроля либо их подачу в неполном или искаженном виде (например, по требованию инспекции в рамках проверки). Штраф за это от 300 до 500 руб. (ч. 1 ст. 15.6 КоАП РФ).

Специальные штрафы есть для должностных лиц госорганов, органов местного самоуправления (организаций, диппредставительств, консульских учреждений), а также для нотариусов за нарушение сроков подачи сведений, связанных с учетом организаций и физлиц, либо их подачу в неполном или искаженном виде (ч. 2 ст. 15.6 КоАП РФ);

  • занижение налогов и сборов на 10% и больше из-за искажения данных бухучета, отсутствие первичных документов, регистров бухучета и другие грубые нарушения требований к бухучету. Наказание за это может быть таким:
    • при первом нарушении — штраф от 5 000 до 10 000 руб. (ч. 1 ст. 15.11 КоАП РФ);
    • при повторном — штраф от 10 000 до 20 000 руб. либо дисквалификация на срок от года до двух лет (ч. 2 ст. 15.11 КоАП РФ).

Для должностных лиц организаций бюджетной сферы (иных организаций с полномочиями по ведению бюджетного учета, составлению бюджетной отчетности) предусмотрена специальная административная ответственность за нарушение требований к бюджетному (бухгалтерскому) учету (ст. 15.15.6 КоАП РФ).

 

ИП к административной ответственности по перечисленным выше нарушениям не привлекают (примечание к ст. 15.3 КоАП РФ).

При нарушении порядка взаимодействия с налоговыми органами могут привлечь к административной ответственности:

  • за неповиновение законному требованию или распоряжению инспектора (например, если не явиться в инспекцию по уведомлению о вызове для дачи пояснений). Руководителю организации (ИП, иному должностному лицу) за это могут назначить предупреждение или штраф от 2 000 до 4 000 руб. (ч. 1 ст. 19.4 КоАП РФ, пп. 4 п. 1 ст. 31 НК РФ, Письмо Минфина России от 09.04.2010 N 03-02-08/21);
  • незаконный отказ (воспрепятствование) инспектору в доступе к осмотру территории, помещения при проведении проверки. Руководителя организации (ИП, иное должностное лицо) за это оштрафуют на 10 000 руб. (ст. 19.7.6 КоАП РФ);
  • иное воспрепятствование законной деятельности сотрудников налогового органа (например, если не пустить инспекторов на свою территорию или в помещение для проведения инвентаризации) (ч. 1 ст. 19.4.1 КоАП РФ, пп. 6 п. 1 ст. 31, п. 13 ст. 89 НК РФ, п. 3.5 Письма ФНС России от 17.07.2013 N АС-4-2/12837). Штрафы могут быть такие:
    • на руководителя организации (ИП, иное должностное лицо) — от 2 000 до 4 000 руб.;
    • на юридическое лицо — от 5 000 до 10 000 руб.

Для должностных лиц банков (иных кредитных организаций), помимо прочего, предусмотрены специальные виды ответственности за нарушение налогового законодательства:

  • за нарушение срока подачи в налоговый орган информации об открытии или закрытии организации (ИП, физлицу не ИП) счета в банке (в иной кредитной организации) (ст. 15.4 КоАП РФ);
  • за нарушение порядка открытия счета налогоплательщику (ст. 15.7 КоАП РФ);
  • за нарушение срока исполнения поручения о перечислении налога (сбора, страхового взноса, пеней, штрафа) (ст. 15.8 КоАП РФ);
  • за неисполнение решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика (налогового агента, плательщика сборов, страховых взносов) (ст. 15.9 КоАП РФ).
  1. Срок давности привлечения к административной ответственности за нарушения законодательства о налогах и сборах

Сроки давности отличаются, в зависимости от видов нарушений (ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ):

  • 2 года — за занижение налогов и сборов на 10% и больше из-за искажения данных бухучета, отсутствие первичных документов, регистров бухучета и другие грубые нарушения требований к бухучету, предусмотренные ст. 15.11 КоАП РФ.

Такой же срок давности установлен для нарушений требований к бюджетному (бухгалтерскому) учету, предусмотренных ст. 15.15.6 КоАП РФ;

  • 1 год:
    • за нарушение срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе (ст. 15.3 КоАП РФ);
    • нарушение срока подачи налоговой декларации или расчета по страховым взносам (ст. 15.5 КоАП РФ);
    • непредставление в срок сведений для налогового контроля (ст. 15.6 КоАП РФ);
    • нарушения налогового законодательства банками и иными кредитными организациями, предусмотренные ст. ст. 15.4, 7 — 15.9 КоАП РФ;
  • 90 календарных дней (ч. 1 ст. 4.5, ч. 1 ст. 23.1 КоАП РФ):
    • за неповиновение законному требованию или распоряжению сотрудника налогового органа (ч. 1 ст. 19.4 КоАП РФ);
    • воспрепятствование законной деятельности сотрудников налогового органа (ч. 1 ст. 19.4.1 КоАП РФ);
  • 60 календарных дней за незаконный отказ инспектору в доступе к осмотру территории, помещения при проведении проверки (ч. 1 ст. 4.5, ст. 19.7.6, ч. 1 ст. 23.5 КоАП РФ).

Срок давности исчисляется со дня совершения административного правонарушения, а если нарушение длящееся — со дня, как его обнаружит инспектор (ч. 1.1, 2 ст. 4.5 КоАП РФ).

Обратите внимание, что при исчислении сроков давности не применяются положения ч. 1.1 и 3.1 ст. 4.8 КоАП РФ, согласно которым:

  • течение срока, определенного периодом, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено начало срока;
  • последним днем срока, исчисляемого днями, который приходится на нерабочий день, считается первый следующий за ним рабочий день.
  1. Как возбуждают дело об административном правонарушении по нарушениям налогового законодательства

Для возбуждения дела сотрудник налогового органа составит протокол об административном правонарушении (п. п. 1 — 3 ч. 1, п. 3 ч. 4 ст. 28.1, ч. 1 ст. 28.2 КоАП РФ).

Если по делу требуется административное расследование, то сначала инспектор вынесет определение о возбуждении дела по административному правонарушению и проведет это расследование (п. 4 ч. 4 ст. 28.1, ст. 28.7 КоАП РФ). Однако на практике по нарушениям налогового законодательства такие расследования проводят редко.

По нарушениям требований к бюджетному (бухгалтерскому) учету, предусмотренным ст. 15.15.6 КоАП РФ, сотрудники налоговых протоколы не составляют. Это следует из ч. 1 ст. 23.5, ч. 1, п. 5 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ.

Полномочия по составлению протоколов по этим нарушениям предоставлены другим органам (ст. ст. 23.7, 23.7.1, ч. 1, п. 3 ч. 5, ч. 7 ст. 28.3 КоАП РФ).

3.1. Как сотрудники налоговых органов составляют протоколы по административным нарушениям налогового законодательства

Утвержденной формы протокола нет, но есть четкий перечень сведений, которые в нем должны быть указаны. Эти сведения перечислены в ч. 2 ст. 28.2 КоАП РФ.

Вы вправе присутствовать при составлении протокола и давать свои пояснения, поэтому инспектор должен вас известить о том, где и когда он будет составлять протокол (ч. 1 ст. 25.1, ст. ст. 25.4, 25.15, ч. 2, 4 ст. 28.2 КоАП РФ).

Перед составлением протокола вам должны разъяснить ваши права и обязанности (ч. 3 ст. 28.2 КоАП РФ).

Если у вас есть какие-либо пояснения по нарушению или замечания по протоколу, попросите занести их в протокол или приложить к нему (ст. 26.3, ч. 2, 4 ст. 28.2 КоАП РФ).

Протокол подписываете вы и сотрудник налогового органа, который его составил. Копию протокола вам должны вручить под подпись (ч. 5, 6 ст. 28.2 КоАП РФ).

Если на составление протокола вы не придете, его составят без вас (при условии, что вас известили о его составлении) и отправят вам почтой (ч. 4.1 ст. 28.2 КоАП РФ).

  1. Как рассматривают дела по административным нарушениям налогового законодательства

Большинство дел по административным нарушениям, связанным с нарушениями налогового законодательства, рассматривают мировые судьи (ч. 1, 3 ст. 23.1 КоАП РФ).

Протоколы и другие материалы дел им направляют налоговые органы (ч. 1 ст. 28.8 КоАП РФ).

Если по делу было административное расследование, материалы рассматривает районный суд (ч. 3 ст. 23.1 КоАП РФ).

Из административных дел, которые можно отнести к тем, что связаны с налоговыми нарушениями, сами налоговые органы рассматривают только дела о незаконном отказе инспектору в доступе для проведения осмотра территорий и помещений при проведении налоговой проверки (ст. 19.7.6, ч. 1 ст. 23.5 КоАП РФ).

4.1. Как мировые судьи рассматривают дела по административным нарушениям налогового законодательства

Рассмотрение дела проходит в целом так же, как и любое другое судебное заседание.

О времени и месте рассмотрения вас известят (ч. 2 ст. 25.1, ч. 3 ст. 25.4, ст. 25.15, п. п. 1, 2 ч. 1 ст. 29.4 КоАП РФ).

В ходе рассмотрения дела вы можете активно участвовать в процессе, например давать пояснения, заявлять о смягчающих обстоятельствах, представлять дополнительные доказательства, пользоваться помощью защитника (ч. 1 ст. 25.1, ч. 2 ст. 29.7 КоАП РФ).

Если на заседание не придете, судья может рассмотреть материалы без вас при условии, что вас известили о времени и месте рассмотрения (ч. 2 ст. 25.1, ч. 3 ст. 25.4, п. 4 ч. 1 ст. 29.7 КоАП РФ).

По итогам рассмотрения судья вынесет постановление о назначении наказания или о прекращении производства по делу (ч. 1 ст. 29.9 КоАП РФ).

Постановление вам вручат лично под расписку или направят почтой заказным письмом в течение трех дней со дня его вынесения. Оно вступит в силу после истечения 10 суток со дня, как вы его получили, если за это время вы не обжалуете его (ч. 2 ст. 29.11, ч. 1 ст. 30.3, п. 1 ст. 31.1 КоАП РФ).

Обжаловать постановление до вступления в силу вы можете в районный суд (п. 1 ч. 1 ст. 30.1 КоАП РФ, ч. 2 ст. 21 Федерального конституционного закона от 31.12.1996 N 1-ФКЗ, п. 33 Постановления Пленума ВС РФ от 24.03.2005 N 5).

Необжалованное постановление можно обжаловать и после его вступления в силу, но уже в кассационный суд общей юрисдикции (ч. 1 ст. 30.13 КоАП РФ).

 

В каких случаях мировой суд может вынести постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении

Прекратить производство по делу суд может в случаях, указанных в ч. 1.1 ст. 29.9 КоАП РФ.

Например, если будут обстоятельства, которые исключают производство по делу. В частности, если истечет срок исковой давности (п. 6 ч. 1 ст. 24.5, п. 1 ч. 1.1 ст. 29.9 КоАП РФ).

Если исключающие производство обстоятельства судья выявит на этапе подготовки дела к рассмотрению, то вынесет постановление о прекращении производства на данном этапе (п. 4 ст. 29.1, ч. 2 ст. 29.4 КоАП РФ).

4.2. Как налоговый орган рассматривает дела по административным нарушениям налогового законодательства

Процедура рассмотрения дела в целом проходит так же, как у мировых судей (гл. 29 КоАП РФ).

Рассматривать дело будет руководитель налогового органа или его заместитель (в случаях, когда это допустимо) (ст. 23.5 КоАП РФ).

Срок рассмотрения руководителем налогового органа (его заместителем) дела об административном правонарушении по общему правилу 15 календарных дней со дня получения протокола об административном правонарушении и других материалов дела. При этом, если окончание срока выпало на нерабочий день, последним днем срока будет первый следующий рабочий день (ч. 3 ст. 4.8, ч. 1 ст. 29.6 КоАП РФ).

В определенных случаях указанный срок могут продлить, но не больше, чем на месяц (ч. 2 ст. 29.6 КоАП РФ).

Так же как и постановление мирового судьи, постановление руководителя налогового органа (его заместителя) вступит в силу после истечения 10 суток со дня, как вы его получили, если за это время вы не обжалуете его (ч. 1 ст. 30.3, п. 1 ст. 31.1 КоАП РФ).

Не вступившее в силу постановление вы можете обжаловать в вышестоящий налоговый орган или в районный суд по месту рассмотрения дела (п. 3 ч. 1 ст. 30.1 КоАП РФ).

Если необжалованное постановление вступит в силу, то обжаловать его вы сможете только в том случае, если вышестоящий налоговый орган или районный суд восстановят срок на обжалование (ч. 2 ст. 30.3 КоАП РФ).

Обратиться с жалобой на вступившее в силу постановление руководителя налогового органа (его заместителя) сразу в кассационный суд (как в случае с постановлением мирового судьи), не получится. Кассационный суд вернет вам жалобу, так как это постановление в судебных органах не рассматривалось (п. 34 Постановления Пленума ВС РФ от 24.03.2005 N 5).

Наши специалисты имеют большой опыт работы в данной сфере и могут предоставить Вам квалифицированную помощь. Обратитесь к нам, и мы решим Вашу проблему.Для получения более подробной информации оставьте заявку на нашем сайте.

    Нужна консультация опытных юристов?

    Оставьте заявку и мы перезвоним Вам в течении 10 минут

    Укажите Ваш номер телефона *
    Пожалуйста, докажите, что вы человек, выбрав флаг.

     

    Вам может быть полезно

    Что делать организации, если она получила представление прокурора об устранении нарушений закона

      Организация, получив по итогам проверки представление прокурора, обязана как можно скорее рассмотреть его. Порядок его рассмотрения (в частности, то, будет ли оно рассматриваться коллегиально или единолично руководителем) определяет сама организация. В ряде случаев на рассмотрение нужно пригласить самого прокурора. Если вы рассмотрели представление и согласились с наличием нарушений, то вам нужно исполнить представление в […]

    Читать далее

    Что делать, если вы не можете прийти к прокурору для дачи объяснений в установленный срок

          Получив требование прокурора о явке к нему для дачи объяснений, вы обязаны его исполнить. Но бывают ситуации, когда нет возможности явиться к прокурору в назначенный им день и время. В таком случае уведомьте его об этом. Главное, укажите в уведомлении уважительные причины, по которым вы не можете прийти. Но учтите, что если […]

    Читать далее

    Допрос свидетелей налоговым органом

      Как правило, чтобы допросить свидетеля, его вызывают в инспекцию повесткой. При этом допрос могут провести и в другом месте, например, если свидетель не может явиться из-за болезни, его могут допросить по месту жительства. Во время допроса ведут протокол, где фиксируют ответы свидетеля на вопросы инспекторов и замечания. По окончании допроса свидетелю выдадут копию протокола […]

    Читать далее

    Какой срок исковой давности применяется к требованиям, вытекающим из договора подряда (строительного подряда)?

          По требованиям, предъявляемым в связи с ненадлежащим качеством работ, срок исковой давности составляет один год, а в отношении зданий и сооружений — три года. По требованию подрядчика к заказчику об оплате стоимости выполненных работ применяется общий срок исковой давности — три года.   Для требований, вытекающих из договора подряда, в том числе […]

    Читать далее

    Что делать, если вы получили постановление прокурора о возбуждении дела об административном правонарушении

          Постановление прокурора о возбуждении дела об административном правонарушении — это акт прокурорского реагирования, выполняющий функцию протокола, который выносится при выявлении административного правонарушения. Сам факт его принятия еще не означает привлечение к административной ответственности. Вынесенное постановление прокурор направит на рассмотрение судье, органу или должностному лицу, которые и будут решать, привлекать вас к ответственности […]

    Читать далее

    Не нашли нужную практику?

    Закажите консультацию и наш менеджер свяжется с Вами в течении 10 минут

      Пожалуйста, докажите, что вы человек, выбрав флаг.
      Заказите консультацию
      Реальные рейтинги на независимых ресурсах

      Юридическая компания «Зайцев и партнёры» занимает топовую позицию в рейтинге надежности и качества правовых услуг по версии Яндекс.Отзывы, СПР, Yell и других ресурсов:

      CПP

      желтые страницы

      4,9 из 5

      Яндeкc

      отзывы

      4,3 из 5

      Yеll

      отзывы

      4,5 из 5

      Я.Кью

      Эксперт

      4,8 из 5

      9111.ru

      соцсеть юристов

      4,9 из 5

      ПPABДA

      КЛИЕНТОВ

      4,8 из 5

      CАTАLОХY

      отзывы

      5,0 из 5

      tор-аdvоkаts.ru

      отзывы

      4,6 из 5