ПОРЯДОК ОБРАЩЕНИЯ В РОСРЕЕСТР
Гарантированное ст. 33 Конституции РФ право граждан на обращение в государственные органы по общему правилу реализуется в порядке, установленном Федеральным законом от 02.05.2006 N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (далее — Закон N 59-ФЗ).
В соответствии с ч. 2 ст. 1 Закона N 59-ФЗ установленный указанным Законом порядок рассмотрения обращений граждан распространяется на все обращения граждан, за исключением обращений, которые подлежат рассмотрению в порядке, установленном федеральными конституционными законами и иными федеральными законами.
Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (далее — Росреестр) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим значительное число функций, включая ведение Единого государственного реестра недвижимости и государственного кадастрового учета недвижимого имущества, осуществление государственной регистрации прав на недвижимое имущество и государственной кадастровой оценки (п. 1 Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утв. Постановлением Правительства РФ от 01.06.2009 N 457).
С учетом изложенного на Росреестр распространяется как общий порядок рассмотрения обращений граждан, установленный Законом N 59-ФЗ и конкретизированный в Инструкции об организации работы с обращениями и личного приема граждан в Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утв. Приказом Росреестра от 15.11.2021 N П/0518 (далее — Инструкция N П/0518), так и особый, урегулированный специальным законодательством порядок рассмотрения обращений, связанных с реализацией возложенных на него отдельных государственных функций.
В частности, порядок рассмотрения обращений, связанных с государственной регистрацией прав на недвижимое имущество и сделок с ним, установлен Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее — Закон N 218-ФЗ) и отличается нижеприведенными особенностями.
Порядок обращения заинтересованных лиц в Росреестр по вопросам государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним
В соответствии с ч. 1 ст. 14 Закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав, как правило, осуществляются на основании заявления заинтересованного лица и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном Законом N 218-ФЗ порядке. Форма заявления закреплена в Приложении N 1 к Приказу Росреестра от 19.08.2020 N П/0310 «Об утверждении отдельных форм заявлений в сфере государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав, требований к их заполнению, к формату таких заявлений и представляемых документов в электронной форме» (далее — Приказ Росреестра от 19.08.2020 N П/0310).
К числу документов, прилагаемых к указанному заявлению во всех случаях, ч. 2 ст. 14 Закона N 218-ФЗ отнесены документы — основания для государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав, которые подтверждают наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости в соответствии с законодательством, действовавшим в месте и на момент возникновения, прекращения, перехода прав, ограничения прав и обременений объектов недвижимости (договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, свидетельства о праве на наследство, вступившие в законную силу судебные акты и пр.).
Помимо документов — оснований к заявлению должны быть приложены: документ, подтверждающий полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается его представитель); иные документы, предусмотренные Законом N 218-ФЗ и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами (п. 1 ч. 4 ст. 18 Закона N 218-ФЗ).
Перечень лиц, по чьей инициативе может быть произведен государственный кадастровый учет объекта недвижимости и (или) государственная регистрация прав на него, установлен ст. 15 Закона N 218-ФЗ и включает в себя, например: собственника земельного участка — при государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав на созданные или создаваемые на таком земельном участке здание, сооружение, объект незавершенного строительства, единый недвижимый комплекс; собственника здания, сооружения, объекта незавершенного строительства, единого недвижимого комплекса — при государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав в связи с прекращением существования таких объектов недвижимости, права на которые зарегистрированы в ЕГРН.
В силу ч. 1 ст. 18 Закона N 218-ФЗ заявление о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемые к нему документы представляются в орган регистрации прав в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования.
В настоящее время такой порядок регламентирован Приказом Росреестра от 30.12.2020 N П/0509 «Об установлении порядка представления заявления о государственном кадастровом учете недвижимого имущества и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество и прилагаемых к нему документов, а также об их приостановлении и об исправлении технической ошибки в записях Единого государственного реестра недвижимости», а также Приказом Минэкономразвития России от 07.06.2017 N 278 «Об утверждении Административного регламента Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по предоставлению государственной услуги по государственному кадастровому учету и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество».
Заявление может быть подано:
1) в форме документов на бумажном носителе посредством личного обращения в публично-правовую компанию «Роскадастр» (создаваемую и осуществляющую свою деятельность в соответствии с Федеральным законом от 30.12.2021 N 448-ФЗ «О публично-правовой компании «Роскадастр») либо в многофункциональный центр;
2) в форме электронных документов и (или) электронных образов документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью в соответствии с законодательством РФ, если иное не предусмотрено федеральным законом, — с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, посредством единого портала государственных и муниципальных услуг (функций), порталов государственных и муниципальных услуг субъектов РФ на основании заключенных органом государственной власти субъекта РФ и органом регистрации прав соответствующих соглашений, или официального сайта, в том числе посредством использования сервиса «Личный кабинет», размещенного на официальном сайте с использованием ЕСИА и обеспечивающего хранение ранее направленных в орган регистрации прав заявлений и прилагаемых к ним документов, или иных информационных технологий взаимодействия с органом регистрации прав, в том числе веб-сервисов.
Действующим законодательством также предусмотрены возможности:
— выездного приема заявления о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов, реализуемого за плату в качестве государственной услуги (п. 1 ч. 2 ст. 3.1 Закона N 218-ФЗ, Приказ Росреестра от 26.11.2021 N П/0545 «Об установлении порядков осуществления публично-правовой компанией, созданной в соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2021 г. N 448-ФЗ «О публично-правовой компании «Роскадастр», выездного приема заявлений о государственном кадастровом учете недвижимого имущества и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним и прилагаемых к ним документов, курьерской доставки документов, подлежащих выдаче после осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в форме документов на бумажном носителе, а также уведомлений об отказе в государственном кадастровом учете недвижимого имущества и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, уведомлений о прекращении государственного кадастрового учета недвижимого имущества и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним и подлежащих выдаче после осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним подлинников представленных заявителем документов в форме документов на бумажном носителе, а также размеров платы за их осуществление»);
— подачи заявления о государственной регистрации прав на бумажном носителе, а также в форме электронного документа, подписанного усиленными квалифицированными электронными подписями заявителей в соответствии с законодательством РФ, или в форме электронных образов документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью нотариуса, в орган регистрации прав от заявителей через нотариуса (ч. 1.5 ст. 18 Закона N 218-ФЗ, ст. 80 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате от 11.02.1993 N 4462-1).
Заявления, подаваемые при обращении в Росреестр за государственным кадастровым учетом и (или) государственной регистрацией прав на недвижимое имущество и сделок с ним
В соответствии с ч. 1, 11 ст. 18, ч. 6 ст. 30, ч. 2 ст. 61 Закона N 218-ФЗ заявления, подаваемые при обращении в Росреестр (о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации, о приостановлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации, об исправлении технической ошибки в записях), а также требования к заполнению и формату указанных заявлений устанавливаются органом нормативно-правового регулирования.
Так, в случае представления заявления о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов посредством отправления в электронной форме такие заявление и документы представляются путем заполнения размещенной на едином портале, региональных порталах государственных и муниципальных услуг, официальном сайте формы заявления с прикреплением соответствующих документов, в том числе посредством использования личного кабинета, с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия, а также с использованием иных информационных технологий взаимодействия с органом регистрации прав. Заявление и прилагаемые к нему документы при отправлении в электронной форме могут быть сформированы и представлены посредством иных информационных технологий взаимодействия с органом регистрации прав в соответствии с утвержденными форматами таких заявления и представляемых с ним документов.
Приказом Росреестра от 19.08.2020 N П/0310 утверждены Форма заявления о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав (Приложение N 1), Форма заявления об исправлении технической ошибки в записях Единого государственного реестра недвижимости, о внесении сведений в Единый государственный реестр недвижимости по заявлению заинтересованного лица, о внесении сведений в Единый государственный реестр недвижимости в уведомительном порядке, о внесении изменений в сведения Единого государственного реестра недвижимости (Приложение N 2), Форма заявления о внесении в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках и о местоположении на них зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства, полученных в результате выполнения комплексных кадастровых работ (Приложение N 3), требования к заполнению указанных форм (Приложение N 4) и требования к формату заявлений (Приложение N 5).
Порядок обращения заинтересованных лиц в Росреестр по иным вопросам
В соответствии с п. п. 6, 7 Инструкции N П/0518 граждане могут направлять в Росреестр как индивидуальные, так и коллективные обращения по следующим каналам связи:
— в письменном виде по почте;
— факсимильной связью;
— путем заполнения специальной электронной формы на официальном сайте Росреестра;
— посредством Единого портала государственных и муниципальных услуг (функций);
— при передаче письменного обращения в ходе личного приема; при передаче письменного обращения посредством ящика для приема корреспонденции.
По смыслу Закона N 59-ФЗ и Инструкции N П/0518 правом на обращение в Росреестр обладают любые заинтересованные лица по любому из вопросов, прямо или косвенно относящихся к компетенции (полномочиям) данного государственного органа, закрепленной разд. II Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утв. Постановлением Правительства РФ от 01.06.2009 N 457.
Если поступившее обращение не касается вопросов, относящихся к компетенции Росреестра, территориальных органов Росреестра и подведомственных ему учреждений, оно в течение 7 дней переадресуется в соответствующие органы или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с одновременным уведомлением гражданина, направившего обращение, о переадресации его обращения (п. 29 Инструкции N П/0518).
Все иные вопросы (включая жалобы на действия (бездействие) должностных лиц Росреестра, территориальных органов Росреестра и подведомственных ему учреждений) подлежат рассмотрению по существу с подготовкой и направлением заявителю письменного ответа. Исключение составляют случаи невозможности направления жалобы на рассмотрение вышестоящему должностному лицу (например, в связи с тем, что предметом обжалования является именно поведение такого лица, поэтому соответствующая возможность может быть реализована лишь в судебном порядке); наличия в обращении нецензурных либо оскорбительных выражений, угроз жизни, здоровью и имуществу должностного лица, а также членов его семьи; постановки в обращении вопроса, который касается сведений, составляющих государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну; неоднократных (три и более раза) письменных обращений гражданина по вопросам, на которые Росреестром давались письменные ответы по существу (п. п. 41, 43, 45, 50, 52, 58 Инструкции N П/0518).
Согласно п. п. 24 — 26 Инструкции N П/0518 обращение, поступившее в Росреестр, по общему правилу рассматривается в течение 30 дней со дня его регистрации, а при его перенаправлении по подведомственности — в течение 30 дней со дня его регистрации в территориальном органе Росреестра или подведомственном ему учреждении, если не установлены более короткие сроки рассмотрения. В исключительных случаях такой срок может быть продлен, но не более чем до 60 дней.
В силу п. п. 52, 64 Инструкции N П/0518 ответ на обращение направляется гражданину в письменной форме по почтовому адресу либо в форме электронного документа по адресу электронной почты, а в отдельных случаях, в том числе при наличии в обращении письменной просьбы гражданина, может быть выдан на руки (при предъявлении документа, удостоверяющего личность, а также доверенности на представление интересов гражданина, оформленной в установленном законодательством порядке).
При этом в случае разрешения вопроса по существу ответ Росреестра должен содержать в себе информацию о результатах объективного и всестороннего рассмотрения обращения с разъяснением автору обращения в доступной форме возможности либо невозможности (с указанием причин и правового обоснования) решения поставленного в обращении вопроса, а также принятых в случае необходимости мерах, направленных на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов заявителя, с информацией по существу поставленных в обращении вопросов.
Помимо получения соответствующего ответа на свое обращение, гражданин по письменному заявлению имеет возможность в здании Росреестра знакомиться с документами и материалами, касающимися рассмотрения его обращения, если это не затрагивает права, свободы и законные интересы других лиц и если в указанных документах и материалах не содержатся сведения, составляющие государственную и иную охраняемую законодательством Российской Федерации тайну (п. 55 Инструкции N П/0518).