Звоните, Пн-Пт 10:00-20:00
+7 (495) 230-16-82
Звоните, Пн-Пт 10:00-20:00
+7 (495) 230-16-82

Как проходят прокурорские проверки организаций

Оглавление:

  1. Когда возможна прокурорская проверка организации
  2. Что нужно проконтролировать, если прокурор начал проверку
  3. Как долго может длиться прокурорская проверка
  4. Какие права есть у прокурора в рамках проверки
  5. Как нужно выполнять требования прокурора в рамках проверки
  6. Какие права есть у проверяемого лица в рамках проверки
  7. Чем завершается прокурорская проверка

 

  1. Когда возможна прокурорская проверка организации

Прокурорская проверка организации возможна при поступлении в органы прокуратуры информации о фактах нарушения закона, требующих принятия мер прокурором, если эти сведения нельзя подтвердить или опровергнуть без проведения проверки (п. 2 ст. 21 Закона о прокуратуре).

Как правило, сведения о нарушениях поступают в прокуратуру из жалоб и заявлений граждан и должностных лиц (п. 1 ст. 10 Закона о прокуратуре). Но основанием для проверки может послужить и любая иная информация. Она может поступать к прокурору в обычном режиме (например, сообщения в СМИ), а также он может целенаправленно искать ее в рамках осуществления планового надзора или выполнения внеплановых заданий.

Наличие у прокурора информации о фактах нарушения закона еще не означает, что прокурор сам будет проводить проверку. Он может требовать проведения проверки, контрольного (надзорного) мероприятия от другого госоргана (п. 1 ст. 22 Закона о прокуратуре).

 

  1. Что нужно проконтролировать, если прокурор начал проверку

Прокурор, получивший информацию о возможном наличии в деятельности организации нарушений законодательства, принимает решение о проведении проверки. Об этом он должен уведомить организацию в лице ее руководителя (иного уполномоченного представителя). Конкретного срока для уведомления нет, главное, что это должно быть сделано не позднее дня начала проверки (п. 3 ст. 21 Закона о прокуратуре).

Уведомить о проверке прокурор может разными способами. Как правило, это происходит путем направления (вручения) копии решения. Учтите, что отсутствие уведомления о начале проверки является достаточным основанием для обжалования самой проверки и ее результатов (п. 3 ст. 21 Закона о прокуратуре, Постановление Верховного Суда РФ от 23.05.2017 N 11-АД17-27).

Получив решение о проведении проверки, проконтролируйте, указаны ли в нем предмет, основания и цели проверки. Эти сведения должны содержаться в решении (п. 3 ст. 21 Закона о прокуратуре).

Проведение повторной проверки в связи с теми же фактами, которым по итогам ранее проведенной проверки уже была дана или должна была быть дана правовая оценка, допускается в следующих исключительных случаях (п. 12 ст. 21 Закона о прокуратуре):

  • по новым или вновь открывшимся обстоятельствам;
  • по истечении установленного ст. 24 Закона о прокуратуре срока устранения нарушений закона, выявленных в ходе первоначальной прокурорской проверки.

 

  1. Как долго может длиться прокурорская проверка

Провести проверку прокурор должен в срок не более 30 дней со дня ее начала, после чего она должна завершиться (п. 4 ст. 21 Закона о прокуратуре). Но срок проверки может увеличиться за счет:

  • продления проверки, если прокурору нужно провести дополнительные проверочные мероприятия (п. 4 ст. 21 Закона о прокуратуре);
  • приостановки проверки. Сделать это прокурор может в определенных случаях. Например, если организация долгое время не представляет ему затребованные документы (п. 6 ст. 21 Закона о прокуратуре).
  1. Какие права есть у прокурора в рамках проверки

Проводя проверки юрлиц, прокурор вправе беспрепятственно входить на территорию и в помещения органов управления и руководителей, требовать документы и информацию, вызывать любых лиц для дачи объяснений по поводу нарушений закона (п. 1 ст. 22 Закона о прокуратуре).

При этом при проведении проверки права прокурора ограничены предметом и целями, указанными в решении о ее проведении. То есть прокурор не вправе совершать действия и предъявлять требования, которые выходят за их пределы. В частности, ему прямо запрещено требовать документы (информацию), которые не обусловлены целями проверки и (или) не относятся к ее предмету (п. 2.3 ст. 6, п. 3 ст. 21 Закона о прокуратуре).

Однако сказанное не означает, что прокурор никак не отреагирует, если в ходе проверки он обнаружит нарушения вне рамок предмета проверки. Например, он может принять решение о расширении предмета проверки или решение о проведении новой проверки (п. 3 ст. 21 Закона о прокуратуре).

  1. Как нужно выполнять требования прокурора в рамках проверки

Все требования прокурора, заявленные им в ходе проверки, вы должны выполнять безусловно и в установленный срок (п. 1 ст. 6 Закона о прокуратуре).

В рамках проверок организаций прокурор наиболее часто предъявляет требования о представлении документов (информации) и о явке для дачи объяснений.

Так, выполняя требования о представлении документов (информации), вы должны составить ответ в письменной форме и включить в него сведения в зависимости от того, что требует прокурор. Представить ответ прокурору можно, направив его по почте письмом с уведомлением о вручении или передав его ему лично.

Если же прокурор предъявил требование о явке для дачи объяснений, то вам просто нужно явиться к нему в назначенное время.

Если этого не сделать, то вас могут привлечь к административной ответственности по ст. 17.7 КоАП РФ. Например, организация может быть оштрафована на сумму в размере от 50 тыс. до 100 тыс. руб. либо возможно административное приостановление ее деятельности на срок до 90 суток.

 

  1. Какие права есть у проверяемого лица в рамках проверки

Исходя из положений, регулирующих порядок проведения прокурорских проверок, предусмотренных указанным Законом и нормативными актами Генеральной прокуратуры РФ, можно выделить следующие права проверяемого лица:

  • отказаться:
    • от представления документов (информации, материалов) или их копий по требованию прокурора, если они не обусловлены целями проверки и (или) не относятся к ее предмету (п. 2.3 ст. 6 Закона о прокуратуре);
    • от представления документов (информации, материалов) или их копий, которые уже передавались органам прокуратуры в связи с ранее проведенной проверкой, либо которые официально опубликованы в СМИ или размещены на официальном сайте организации в сети Интернет, за исключением случаев, установленных Законом о прокуратуре (п. 2.3 ст. 6 Закона о прокуратуре);
    • дачи объяснений, сославшись на ст. 51 Конституции РФ.

Но вот не пустить прокурора на территорию (в помещение) организации вы не вправе ни при каких обстоятельствах;

  • знакомиться с материалами проверки, если они непосредственно затрагивают права и свободы проверяемого и не содержат охраняемую законом тайну (п. 4 ст. 5 Закона о прокуратуре);
  • привлекать своего представителя к участию в проверке путем выдачи ему доверенности;
  • обжаловать вышестоящему прокурору или непосредственно в суд решение о проведении проверки, а также отдельные действия (бездействие) прокурора при проверке.

 

  1. Чем завершается прокурорская проверка

В зависимости от результатов прокурорская проверка заканчивается составлением прокурором акта проверки или применением им мер прокурорского реагирования (п. 14 ст. 21, ст. ст. 23 — 25.1 Закона о прокуратуре).

Если по результатам проверки вы получили акт проверки, в ходе которой не выявлено нарушений закона, убедитесь, что в нем указаны цели, предмет, основания проверки и проверенный период. Наличие этих сведений в акте снизит вероятность проверки по тем же вопросам в будущем, так как по общему правилу проведение повторной проверки не допускается (п. 12 ст. 21 Закона о прокуратуре). Акт составляется в десятидневный срок со дня завершения проверки. Его копия направляется руководителю или иному уполномоченному представителю организации (п. 14 ст. 21 Закона о прокуратуре).

Акт проверки может быть составлен и при наличии нарушений. Это случается, если выявлено административное правонарушение и невозможно вынести постановление о возбуждении дела на месте. Акт составляется в произвольной форме. В нем указываются те же сведения, что и в протоколе об осмотре принадлежащих юрлицу или ИП помещений, территорий и находящихся там вещей и документов. Если используются фото- и киносъемка, иные установленные способы фиксации доказательств, в акте должна быть сделана соответствующая запись (ч. 4, 6 ст. 27.8 КоАП РФ, п. 2.3 Приказа Генпрокуратуры России от 19.02.2015 N 78). В таком случае акт является промежуточным документом, фиксирующим нарушение закона до применения мер прокурорского реагирования.

 

7.1. Какие существуют меры прокурорского реагирования

Если в ходе проверки прокурор устанавливает факт нарушения законодательства, то он применяет меры прокурорского реагирования, а именно:

  • представление об устранении нарушений закона — оно выносится прокурором, если нарушение выражено в совершении организацией действия, не соответствующего требованиям законодательства (п. 1 ст. 24 Закона о прокуратуре);
  • протест — он выносится прокурором, если нарушение выражено в принятии организацией правового акта, не соответствующего требованиям законодательства (п. 1 ст. 23 Закона о прокуратуре);
  • постановление о возбуждении производства об административном правонарушении — выносится, если организация совершила административное правонарушение (п. 1 ст. 25 Закона о прокуратуре).

Также в рамках проверки прокурор может применить такую меру прокурорского реагирования, как предостережение о недопустимости нарушения закона. Данная мера применяется в целях предупреждения правонарушений и если у прокурора имеются сведения о готовящемся противоправном деянии (ст. 25.1 Закона о прокуратуре).

Кроме того, прокурор вправе предъявлять иски (заявления) в защиту прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства (п. 4 ст. 27, ст. 35 Закона о прокуратуре), а также направлять в орган предварительного расследования материалы для решения вопроса об уголовном преследовании (ст. 1, п. 2 ст. 27 Закона о прокуратуре, п. 2 ч. 2 ст. 37 УПК РФ).

Подробней обо всех мерах прокурорского реагирования, а также о том, что необходимо сделать в случае их применения прокурором, смотрите в отдельных материалах.

Вам может быть полезно

Порядок постановки на учет в налоговом органе собственника земельного участка

      Инспекция должна поставить вас на учет по месту нахождения земельного участка самостоятельно на основании информации из Росреестра. Срок для постановки — 15 рабочих дней со дня внесения регистрационной записи в ЕГРН. Постановку на учет инспекция должна подтвердить уведомлением, форма которого зависит от вашего юридического статуса: российская организация, иностранная компания или ИП (иное […]

Читать далее

Новое в судебной практике по спорам о компенсации морального вреда

15 ноября 2022 года Пленумом Верховного Суда РФ было принято Постановление N 33 «О практике применения судами норм о компенсации морального вреда» (далее — Постановление). В связи с принятием указанного Постановления признано утратившим силу действовавшее ранее Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20 декабря 1994 года N 10 «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации […]

Читать далее

Ввод строительного объекта в эксплуатацию

Какие могут быть основания для отказа в выдаче разрешения на ввод строительного объекта в эксплуатацию? В соответствии с ч. 3 ст. 55 ГрК РФ, для принятия решения о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию необходимы следующие документы: правоустанавливающие документы на земельный участок; градостроительный план земельного участка или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проект […]

Читать далее

Что делать сразу после ДТП?

Дорожно-транспортным происшествием (ДТП) признается событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб (п. 1.2 ПДД, утв. Постановлением Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090). Если произошло ДТП, важно не растеряться и четко выполнить все необходимые […]

Читать далее

Налоговая реформа 2019 года

Правительство Российской Федерации объявило о налоговой реформе, которая вступит в силу 1 января 2019 года. В России увеличатся сборы и налоги, а сама нагрузка на бизнес и граждан возрастет. Первое, что стоит отметить-это повышение федерального и регионального МРОТ. Он составит прожиточный минимум за 2 квартал 2018 года. Ввиду вышесказанного придется поднять зарплату, и как следствие, […]

Читать далее

Не нашли нужную практику?

Закажите консультацию и наш менеджер свяжется с Вами в течении 10 минут

    Пожалуйста, докажите, что вы человек, выбрав сердце.
    Заказите консультацию
    Реальные рейтинги на независимых ресурсах

    Юридическая компания «Зайцев и партнёры» занимает топовую позицию в рейтинге надежности и качества правовых услуг по версии Яндекс.Отзывы, СПР, Yell и других ресурсов:

    CПP

    желтые страницы

    4,9 из 5

    Яндeкc

    отзывы

    4,3 из 5

    Yеll

    отзывы

    4,5 из 5

    Я.Кью

    Эксперт

    4,8 из 5

    9111.ru

    соцсеть юристов

    4,9 из 5

    ПPABДA

    КЛИЕНТОВ

    4,8 из 5

    CАTАLОХY

    отзывы

    5,0 из 5

    tор-аdvоkаts.ru

    отзывы

    4,6 из 5