Звоните, Пн-Пт 10:00-20:00
+7 (495) 230-16-82
Звоните, Пн-Пт 10:00-20:00
+7 (495) 230-16-82

Как проходят прокурорские проверки организаций

Оглавление:

  1. Когда возможна прокурорская проверка организации
  2. Что нужно проконтролировать, если прокурор начал проверку
  3. Как долго может длиться прокурорская проверка
  4. Какие права есть у прокурора в рамках проверки
  5. Как нужно выполнять требования прокурора в рамках проверки
  6. Какие права есть у проверяемого лица в рамках проверки
  7. Чем завершается прокурорская проверка

 

  1. Когда возможна прокурорская проверка организации

Прокурорская проверка организации возможна при поступлении в органы прокуратуры информации о фактах нарушения закона, требующих принятия мер прокурором, если эти сведения нельзя подтвердить или опровергнуть без проведения проверки (п. 2 ст. 21 Закона о прокуратуре).

Как правило, сведения о нарушениях поступают в прокуратуру из жалоб и заявлений граждан и должностных лиц (п. 1 ст. 10 Закона о прокуратуре). Но основанием для проверки может послужить и любая иная информация. Она может поступать к прокурору в обычном режиме (например, сообщения в СМИ), а также он может целенаправленно искать ее в рамках осуществления планового надзора или выполнения внеплановых заданий.

Наличие у прокурора информации о фактах нарушения закона еще не означает, что прокурор сам будет проводить проверку. Он может требовать проведения проверки, контрольного (надзорного) мероприятия от другого госоргана (п. 1 ст. 22 Закона о прокуратуре).

 

  1. Что нужно проконтролировать, если прокурор начал проверку

Прокурор, получивший информацию о возможном наличии в деятельности организации нарушений законодательства, принимает решение о проведении проверки. Об этом он должен уведомить организацию в лице ее руководителя (иного уполномоченного представителя). Конкретного срока для уведомления нет, главное, что это должно быть сделано не позднее дня начала проверки (п. 3 ст. 21 Закона о прокуратуре).

Уведомить о проверке прокурор может разными способами. Как правило, это происходит путем направления (вручения) копии решения. Учтите, что отсутствие уведомления о начале проверки является достаточным основанием для обжалования самой проверки и ее результатов (п. 3 ст. 21 Закона о прокуратуре, Постановление Верховного Суда РФ от 23.05.2017 N 11-АД17-27).

Получив решение о проведении проверки, проконтролируйте, указаны ли в нем предмет, основания и цели проверки. Эти сведения должны содержаться в решении (п. 3 ст. 21 Закона о прокуратуре).

Проведение повторной проверки в связи с теми же фактами, которым по итогам ранее проведенной проверки уже была дана или должна была быть дана правовая оценка, допускается в следующих исключительных случаях (п. 12 ст. 21 Закона о прокуратуре):

  • по новым или вновь открывшимся обстоятельствам;
  • по истечении установленного ст. 24 Закона о прокуратуре срока устранения нарушений закона, выявленных в ходе первоначальной прокурорской проверки.

 

  1. Как долго может длиться прокурорская проверка

Провести проверку прокурор должен в срок не более 30 дней со дня ее начала, после чего она должна завершиться (п. 4 ст. 21 Закона о прокуратуре). Но срок проверки может увеличиться за счет:

  • продления проверки, если прокурору нужно провести дополнительные проверочные мероприятия (п. 4 ст. 21 Закона о прокуратуре);
  • приостановки проверки. Сделать это прокурор может в определенных случаях. Например, если организация долгое время не представляет ему затребованные документы (п. 6 ст. 21 Закона о прокуратуре).
  1. Какие права есть у прокурора в рамках проверки

Проводя проверки юрлиц, прокурор вправе беспрепятственно входить на территорию и в помещения органов управления и руководителей, требовать документы и информацию, вызывать любых лиц для дачи объяснений по поводу нарушений закона (п. 1 ст. 22 Закона о прокуратуре).

При этом при проведении проверки права прокурора ограничены предметом и целями, указанными в решении о ее проведении. То есть прокурор не вправе совершать действия и предъявлять требования, которые выходят за их пределы. В частности, ему прямо запрещено требовать документы (информацию), которые не обусловлены целями проверки и (или) не относятся к ее предмету (п. 2.3 ст. 6, п. 3 ст. 21 Закона о прокуратуре).

Однако сказанное не означает, что прокурор никак не отреагирует, если в ходе проверки он обнаружит нарушения вне рамок предмета проверки. Например, он может принять решение о расширении предмета проверки или решение о проведении новой проверки (п. 3 ст. 21 Закона о прокуратуре).

  1. Как нужно выполнять требования прокурора в рамках проверки

Все требования прокурора, заявленные им в ходе проверки, вы должны выполнять безусловно и в установленный срок (п. 1 ст. 6 Закона о прокуратуре).

В рамках проверок организаций прокурор наиболее часто предъявляет требования о представлении документов (информации) и о явке для дачи объяснений.

Так, выполняя требования о представлении документов (информации), вы должны составить ответ в письменной форме и включить в него сведения в зависимости от того, что требует прокурор. Представить ответ прокурору можно, направив его по почте письмом с уведомлением о вручении или передав его ему лично.

Если же прокурор предъявил требование о явке для дачи объяснений, то вам просто нужно явиться к нему в назначенное время.

Если этого не сделать, то вас могут привлечь к административной ответственности по ст. 17.7 КоАП РФ. Например, организация может быть оштрафована на сумму в размере от 50 тыс. до 100 тыс. руб. либо возможно административное приостановление ее деятельности на срок до 90 суток.

 

  1. Какие права есть у проверяемого лица в рамках проверки

Исходя из положений, регулирующих порядок проведения прокурорских проверок, предусмотренных указанным Законом и нормативными актами Генеральной прокуратуры РФ, можно выделить следующие права проверяемого лица:

  • отказаться:
    • от представления документов (информации, материалов) или их копий по требованию прокурора, если они не обусловлены целями проверки и (или) не относятся к ее предмету (п. 2.3 ст. 6 Закона о прокуратуре);
    • от представления документов (информации, материалов) или их копий, которые уже передавались органам прокуратуры в связи с ранее проведенной проверкой, либо которые официально опубликованы в СМИ или размещены на официальном сайте организации в сети Интернет, за исключением случаев, установленных Законом о прокуратуре (п. 2.3 ст. 6 Закона о прокуратуре);
    • дачи объяснений, сославшись на ст. 51 Конституции РФ.

Но вот не пустить прокурора на территорию (в помещение) организации вы не вправе ни при каких обстоятельствах;

  • знакомиться с материалами проверки, если они непосредственно затрагивают права и свободы проверяемого и не содержат охраняемую законом тайну (п. 4 ст. 5 Закона о прокуратуре);
  • привлекать своего представителя к участию в проверке путем выдачи ему доверенности;
  • обжаловать вышестоящему прокурору или непосредственно в суд решение о проведении проверки, а также отдельные действия (бездействие) прокурора при проверке.

 

  1. Чем завершается прокурорская проверка

В зависимости от результатов прокурорская проверка заканчивается составлением прокурором акта проверки или применением им мер прокурорского реагирования (п. 14 ст. 21, ст. ст. 23 — 25.1 Закона о прокуратуре).

Если по результатам проверки вы получили акт проверки, в ходе которой не выявлено нарушений закона, убедитесь, что в нем указаны цели, предмет, основания проверки и проверенный период. Наличие этих сведений в акте снизит вероятность проверки по тем же вопросам в будущем, так как по общему правилу проведение повторной проверки не допускается (п. 12 ст. 21 Закона о прокуратуре). Акт составляется в десятидневный срок со дня завершения проверки. Его копия направляется руководителю или иному уполномоченному представителю организации (п. 14 ст. 21 Закона о прокуратуре).

Акт проверки может быть составлен и при наличии нарушений. Это случается, если выявлено административное правонарушение и невозможно вынести постановление о возбуждении дела на месте. Акт составляется в произвольной форме. В нем указываются те же сведения, что и в протоколе об осмотре принадлежащих юрлицу или ИП помещений, территорий и находящихся там вещей и документов. Если используются фото- и киносъемка, иные установленные способы фиксации доказательств, в акте должна быть сделана соответствующая запись (ч. 4, 6 ст. 27.8 КоАП РФ, п. 2.3 Приказа Генпрокуратуры России от 19.02.2015 N 78). В таком случае акт является промежуточным документом, фиксирующим нарушение закона до применения мер прокурорского реагирования.

 

7.1. Какие существуют меры прокурорского реагирования

Если в ходе проверки прокурор устанавливает факт нарушения законодательства, то он применяет меры прокурорского реагирования, а именно:

  • представление об устранении нарушений закона — оно выносится прокурором, если нарушение выражено в совершении организацией действия, не соответствующего требованиям законодательства (п. 1 ст. 24 Закона о прокуратуре);
  • протест — он выносится прокурором, если нарушение выражено в принятии организацией правового акта, не соответствующего требованиям законодательства (п. 1 ст. 23 Закона о прокуратуре);
  • постановление о возбуждении производства об административном правонарушении — выносится, если организация совершила административное правонарушение (п. 1 ст. 25 Закона о прокуратуре).

Также в рамках проверки прокурор может применить такую меру прокурорского реагирования, как предостережение о недопустимости нарушения закона. Данная мера применяется в целях предупреждения правонарушений и если у прокурора имеются сведения о готовящемся противоправном деянии (ст. 25.1 Закона о прокуратуре).

Кроме того, прокурор вправе предъявлять иски (заявления) в защиту прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства (п. 4 ст. 27, ст. 35 Закона о прокуратуре), а также направлять в орган предварительного расследования материалы для решения вопроса об уголовном преследовании (ст. 1, п. 2 ст. 27 Закона о прокуратуре, п. 2 ч. 2 ст. 37 УПК РФ).

Подробней обо всех мерах прокурорского реагирования, а также о том, что необходимо сделать в случае их применения прокурором, смотрите в отдельных материалах.

Вам может быть полезно

Подача жалобы в Верховный суд

В статье исследуются: порядок подачи кассационной жалобы в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного Суда РФ; порядок подачи надзорной жалобы в Президиум Верховного Суда РФ на вступившее в законную силу решение арбитражного суда; порядок подачи надзорной жалобы в Президиум Верховного Суда РФ на вступившее в законную силу решение суда по гражданскому делу. Порядок подачи кассационной […]

Читать далее

Как отказаться от иска в арбитражном процессе

Для этого нужно подать в арбитражный суд заявление (ходатайство) об отказе от исковых требований. Сделать это можно только в суде первой или апелляционной инстанции, пока суд не принял судебный акт, которым заканчивается рассмотрение дела по существу. Укажите в заявлении, что вы отказываетесь от иска (полностью или частично) и последствия этого вам известны. Также условие об […]

Читать далее

Что нужно знать о недействительности сделок

Какие сделки являются недействительными По каким основаниям сделка может быть признана недействительной Ничтожные и оспоримые сделки Порядок признания сделки недействительной Как исчисляется срок исковой давности по недействительным сделкам Последствия признания сделки недействительной Основания и последствия признания недействительной части сделки Может ли быть признан недействительным расторгнутый договор Может ли быть признан недействительным незаключенный договор Какие сделки […]

Читать далее

Как уволить надомника

      Уволить надомника можно как по основаниям, предусмотренным трудовым договором, так и по основаниям, определенным Трудовым кодексом РФ. При увольнении оформите те же документы, что и при увольнении обычных работников. Соблюдайте порядок привлечения работника к дисциплинарной ответственности, если увольнение — дисциплинарное взыскание. Если применяете основание, установленное трудовым договором, соблюдайте предусмотренные в договоре сроки […]

Читать далее

Досудебный порядок урегулирования споров в арбитраже

Арбитражный процессуальный кодекс РФ предусматривает отклонение иска, если не соблюдена досудебная процедура урегулирования спора. Считается, что такой порядок уменьшает траты самих сторон, нагрузку на судебную систему. Не по всякому спору участники должны попытаться договориться до суда. Требование становится обязательным в силу федерального закона или договора. Так, досудебный порядок нельзя нарушить по делам о воздушных и […]

Читать далее

Не нашли нужную практику?

Закажите консультацию и наш менеджер свяжется с Вами в течении 10 минут

    Пожалуйста, докажите, что вы человек, выбрав звезда.
    Заказите консультацию
    Реальные рейтинги на независимых ресурсах

    Юридическая компания «Зайцев и партнёры» занимает топовую позицию в рейтинге надежности и качества правовых услуг по версии Яндекс.Отзывы, СПР, Yell и других ресурсов:

    CПP

    желтые страницы

    4,9 из 5

    Яндeкc

    отзывы

    4,3 из 5

    Yеll

    отзывы

    4,5 из 5

    Я.Кью

    Эксперт

    4,8 из 5

    9111.ru

    соцсеть юристов

    4,9 из 5

    ПPABДA

    КЛИЕНТОВ

    4,8 из 5

    CАTАLОХY

    отзывы

    5,0 из 5

    tор-аdvоkаts.ru

    отзывы

    4,6 из 5