Звоните, Пн-Пт 10:00-20:00
+7 (495) 230-16-82
Звоните, Пн-Пт 10:00-20:00
+7 (495) 230-16-82

Что делать, если вам навязывают платные медицинские услуги

Гражданин, застрахованный в рамках ОМС, при наступлении страхового случая имеет право на бесплатную медицинскую помощь в рамках территориальной и базовой программ ОМС (ст. 4 Закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ).

Возможны ситуации, когда одна и та же медицинская услуга может оказываться с использованием изделий медицинского назначения как российского, так и зарубежного производства, а бесплатное оказание медицинской помощи в соответствии с программой госгарантий подразумевает использование только изделий российского производства.

В этом случае предложение получить услугу платно само по себе не является нарушением со стороны медицинской организации, но ответ на это предложение требует соответствующего документального оформления, в частности:

  • добровольного информированного отказа пациента от оказания медицинской услуги с использованием изделия российского производства (ч. 1 ст. 20 Закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ);
  • добровольного информированного согласия пациента на оказание медицинской услуги с использованием изделия медицинского назначения зарубежного производства;
  • должным образом оформленного и заключенного договора на оказание платных медицинских услуг.

При заключении договора пациенту должна быть в доступной форме предоставлена информация о возможности получения соответствующих видов и объемов медицинской помощи без взимания платы (Постановление Правительства РФ от 04.10.2012 N 1006).

Отказ пациента от заключения договора не может быть причиной уменьшения видов и объемов медицинской помощи, предоставляемых такому пациенту без взимания платы в рамках программы и территориальной программы.

Если вы считаете, что бесплатные медицинские услуги вам навязывают на возмездной основе, рекомендуем придерживаться следующего алгоритма.

Шаг 1. Обратитесь в администрацию медицинской организации

Обратитесь в администрацию медицинской организации (к заведующему отделением, руководителю медицинской организации) для получения достоверной информации о видах, качестве и об условиях предоставления медицинской помощи. Такое право закреплено за каждым застрахованным в системе ОМС (п. 6 ч. 1 ст. 16 Закона N 326-ФЗ; п. 5 Памятки для граждан о гарантиях бесплатного оказания медицинской помощи, утв. Минздравом России).

Руководство обязано пояснить, почему предлагаемая медицинская услуга (медицинские услуги) не охватывается базовой или территориальной программой государственных гарантий и, соответственно, не оказывается бесплатно (п. 7 ч. 2 ст. 20 Закона N 326-ФЗ).

Это обращение может быть как устным, так и письменным в виде обычного заявления или претензии.

Шаг 2. Обратитесь в страховую медицинскую организацию (СМО) за предоставлением устной консультации

Обратитесь в СМО или в территориальный фонд ОМС с той же целью.

Обратиться можно очно или по телефону, указанному в полисе. Как правило, специалисты СМО и территориального фонда ОМС в короткие сроки могут пояснить, входит ли та или иная медицинская услуга в программу государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи (базовую и территориальную) (п. 5 Памятки).

Шаг 3. Обратитесь в СМО

Пациент или его представитель имеет право подать жалобу в СМО относительно доступности медицинской помощи в медицинской организации с требованием провести по этой жалобе медико-экономическую экспертизу (п. 14, пп. 2 п. 22 Порядка, утв. Приказом Минздрава России от 19.03.2021 N 231н).

Результаты медико-экономической экспертизы, оформленные соответствующим заключением, являются основанием для применения мер к медицинской организации. Применяемые к медицинской организации меры могут быть предусмотрены законодательством об обязательном медицинском страховании в РФ, условиями договора на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС, договора на оказание и оплату медицинской помощи в рамках базовой программы ОМС и Перечнем оснований для отказа в оплате медицинской помощи (уменьшения оплаты медицинской помощи). Кроме того, результаты медико-экономической экспертизы могут являться основанием для проведения экспертизы качества медицинской помощи (ч. 9 ст. 40, ст. 41 Закона N 326-ФЗ; п. 26 Порядка N 231н).

Шаг 4. Обратитесь в уполномоченные органы

Пациент вправе обратиться в территориальный орган Роспотребнадзора с заявлением (жалобой) на нарушение прав потребителей при оказании медицинских услуг (ст. 2, п. п. 1, 3, 4 ст. 4 Закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ; п. п. 1 — 3 ст. 40, п. 1 ст. 42.3 Закона от 07.02.1992 N 2300-1; п. 1 ч. 1 ст. 57, п. 1 ч. 1 ст. 58 Закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ; п. п. 2, 4 Положения, утв. Постановлением Правительства РФ от 25.06.2021 N 1005; п. п. 1, 5.12 Положения, утв. Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 N 322; п. 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 N 17).

При установлении нарушений прав пациента Роспотребнадзор может вынести предписание об устранении выявленных нарушений, в установленных случаях привлечь виновных к административной ответственности, а также обратиться в суд с заявлением в защиту прав пациента (ст. 14.8, ч. 1 ст. 23.49 КоАП РФ; п. п. 1, 3 ч. 2 ст. 90 Закона N 248-ФЗ; п. 7 ст. 40 Закона N 2300-1; п. 41 Положения, утв. Постановлением Правительства РФ N 1005).

При нарушении прав пациента на предоставление бесплатной медицинской помощи он вправе также обратиться, в частности, в Росздравнадзор и его территориальные органы (в том числе территориальный орган Росздравнадзора по г. Москве и Московской области), в Федеральный или территориальный фонды ОМС (ст. 85, ч. 2 ст. 86, ч. 1, п. 1 ч. 2 ст. 87, ч. 1 ст. 89 Закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ; пп. «а» п. 3, п. 4 Положения, утв. Постановлением Правительства РФ от 29.06.2021 N 1048; п. п. 4, 5.1.3.1, 5.11 Положения, утв. Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 N 323; п. 21(2) Устава, утв. Постановлением Правительства РФ от 29.07.1998 N 857; п. п. 11.1.2, 11.15 Типового положения, утв. Приказом Минздрава России от 13.08.2020 N 844н; п. п. 6, 32 Порядка, утв. Приказом Минздрава России от 26.03.2021 N 255н; п. 11.1.2 Положения, утв. Приказом Росздравнадзора от 06.10.2020 N 9175; п. 5 Памятки).

Обратите внимание! По 30.12.2022 проводится эксперимент по использованию Единого портала госуслуг для направления гражданами в органы власти, государственные и муниципальные учреждения, иные организации, осуществляющие публично значимые функции, и их должностным лицам сообщений и обращений, а также получения ответов на них (п. 1 Постановления Правительства РФ от 10.11.2020 N 1802).

Шаг 5. Обратитесь в суд с исковым заявлением

Исковое заявление можно подать в суд по месту жительства или пребывания истца, по адресу ответчика (то есть медицинской организации, чьи действия по принуждению к оказанию медицинской помощи на платной основе оспариваются) либо по месту заключения или исполнения договора (ст. 17 Закона N 2300-1; ст. 28, ч. 7, 10 ст. 29 ГПК РФ).

Предметом иска должно стать требование о компенсации уплаченной денежной суммы за оказанные медицинские услуги, оказание которых, по мнению истца, должно было производиться бесплатно в соответствии с программой госгарантий.

Обращение в суд можно рассматривать как самостоятельный способ защиты нарушенного права, но следует помнить, что полученные от СМО, органов прокуратуры, территориального органа Роспотребнадзора и иных организаций (органов власти) заключения по соответствующим досудебным обращениям существенно облегчат процесс доказывания в суде.

Обратите внимание! В связи с распространением COVID-19 экспертиза качества медицинской помощи застрахованным лицам с заболеваниями, вызванными COVID-19, до 01.01.2023 осуществляется в особом порядке, устанавливаемом Минздравом России (п. п. 3, 4, 7 Постановления Правительства РФ от 04.02.2022 N 107).

Если Вам требуется помощь юриста в Москве, и Вы не знаете Что делать, если вам навязывают платные медицинские услуги, наши судебные юристы помогут Вам максимально эффективно получить положительный результат. Ждем Вашего звонка

+7 (495) 230-16-82

Вам может быть полезно

Как взыскать с управляющей организации ущерб, причиненный заливом квартиры?

Управляющая организация должна обеспечивать надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме. За нарушение своих обязательств УО несет ответственность перед собственниками помещений в МКД (ч. 1, 1.1, 2.3 ст. 161 ЖК РФ; п. п. 2, 5 — 7, 10, 42 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491). Если залив квартиры явился следствием ненадлежащего выполнения […]

Читать далее

Как разделить объект недвижимости, находящийся в долевой собственности

Шаг 1: определение частей Чтобы разделить объект недвижимости, находящийся в долевой собственности: Определите части, на которые будете делить недвижимость. При этом вы должны соблюсти требования к объектам, которые образуются в результате раздела. Например, земельные участки должны соответствовать в том числе требованиям о предельных минимальных размерах и расположении границ (п. п. 1, 2, 4 — 6 […]

Читать далее

Можно ли взыскать моральный вред в случае залива квартиры?

Моральный вред в случае залива квартиры можно взыскать, если залив квартиры произошел по вине лица, ответственного за нарушения прав собственника квартиры как потребителя. Компенсация морального вреда при заливе квартиры Моральный вред, причиненный действиями (бездействием), нарушающими имущественные права гражданина, подлежит компенсации только в случаях, предусмотренных законом. Так, моральный вред, причиненный потребителю, подлежит возмещению, в частности, исполнителем, […]

Читать далее

Как составить инструкцию о мерах пожарной безопасности

Оглавление: Для каких объектов нужно составить инструкцию о мерах пожарной безопасности Что включить в текст инструкции о мерах пожарной безопасности Кто должен утвердить инструкцию о мерах пожарной безопасности Для каких объектов нужно составить инструкцию о мерах пожарной безопасности Составьте инструкцию по пожарной безопасности на каждое здание, сооружение (за некоторыми исключениями) (п. 2 Правил противопожарного режима). […]

Читать далее

Как составить и подать апелляционную жалобу

Апелляционную жалобу на не вступившее в силу решение суда первой инстанции можно подать в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме. Для обжалования в апелляционном порядке заочного решения суда установлены свои особенности. Например, если суд отказался отменить такое решение по заявлению ответчика, тот может его обжаловать. По общему правилу, чтобы подать […]

Читать далее

Не нашли нужную практику?

Закажите консультацию и наш менеджер свяжется с Вами в течении 10 минут

    Пожалуйста, докажите, что вы человек, выбрав звезда.
    Заказите консультацию
    Реальные рейтинги на независимых ресурсах

    Юридическая компания «Зайцев и партнёры» занимает топовую позицию в рейтинге надежности и качества правовых услуг по версии Яндекс.Отзывы, СПР, Yell и других ресурсов:

    CПP

    желтые страницы

    4,9 из 5

    Яндeкc

    отзывы

    4,3 из 5

    Yеll

    отзывы

    4,5 из 5

    Я.Кью

    Эксперт

    4,8 из 5

    9111.ru

    соцсеть юристов

    4,9 из 5

    ПPABДA

    КЛИЕНТОВ

    4,8 из 5

    CАTАLОХY

    отзывы

    5,0 из 5

    tор-аdvоkаts.ru

    отзывы

    4,6 из 5