Звоните, Пн-Пт 10:00-20:00
+7 (495) 230-16-82
Звоните, Пн-Пт 10:00-20:00
+7 (495) 230-16-82

Налоговый мониторинг

 

    Налоговый мониторинг предусмотрен для крупных организаций, у которых объем основных налогов, уплаченных за год, не менее 100 млн руб., годовой доход не менее 1 млрд руб. и активы не менее 1 млрд руб., а также для участников соглашений о защите и поощрении капиталовложений.

По заявлению налогоплательщика мониторинг проводится за календарный год. Продлевать мониторинг можно неограниченное количество раз.

В ходе мониторинга вы взаимодействуете с инспекцией в режиме реального времени: вы раскрываете информацию, а инспекция ее анализирует. Обнаружив нарушение, инспекция составит мотивированное мнение, а не решение о привлечении к ответственности. Мотивированное мнение может быть составлено и по вашему заявлению.

 

 

Оглавление:

  1. Какие организации могут перейти на налоговый мониторинг
  2. Как проводится налоговый мониторинг
  3. Срок проведения налогового мониторинга
  4. Как подать заявление о проведении налогового мониторинга

 

  1. Какие организации могут перейти на налоговый мониторинг

Перейти на налоговый мониторинг могут организации, для которых одновременно выполняются следующие условия (п. 3 ст. 105.26 НК РФ):

  • общая сумма НДС, акцизов, НДФЛ, налога на прибыль, НДПИ и страховых взносов за предыдущий год составила не менее 100 млн руб.

В расчет этой суммы включайте налоги, которые вы должны уплачивать (перечислять) как налогоплательщик и как налоговый агент.

Не включайте в расчет НДС и акцизы, которые вы должны уплатить при перемещении товаров через таможенную границу Евразийского экономического союза;

  • доходы по данным бухгалтерской (финансовой) отчетности за предыдущий год составили не менее 1 млрд руб.;
  • балансовая стоимость активов на 31 декабря прошлого года составляла не менее 1 млрд руб.

Все эти условия должны выполняться, если на момент подачи заявления мониторинг у вас не проводится.

Не требуется выполнение этих условий в отношении следующих субъектов (п. 3 ст. 105.26 НК РФ):

  • организаций, у которых мониторинг уже идет;
  • участников соглашений о защите и поощрении капиталовложений;
  • юрлиц — участников промышленного кластера, соответствующего требованиям к промышленным кластерам, установленным Правительством РФ.

 

  1. Как проводится налоговый мониторинг

Налогоплательщик в ходе мониторинга:

  • обеспечивает возможность взаимодействия с налоговым органом через свою информационную систему. От организации требуется в установленный срок подать в налоговый орган по ТКС заявку для настройки защищенной криптографическими средствами сети связи передачи данных (п. п. 5, 7 Порядка, утвержденного Приказом ФНС России от 13.03.2023 N ЕД-7-23/163@). Формат ее представления приведен в Приложении N 2 к указанному Порядку.

При положительных результатах ее рассмотрения налоговый орган уведомит о них организацию и направит ей информацию о порядке получения криптографических ключей к аппаратным средствам криптографической защиты информации и IP-адрес для подключения к сети передачи данных налогового органа (п. 8 Порядка, утвержденного Приказом ФНС России от 13.03.2023 N ЕД-7-23/163@).

Получив криптографические ключи и IP-адрес, организация подаст заявку для подключения к информационной системе организации — заявку N 2 — по установленному Формату (п. 9 Порядка, утвержденного Приказом ФНС России от 13.03.2023 N ЕД-7-23/163@).

Рассмотрев заявку N 2, налоговый орган уведомит организацию о возможности подключения к информационной системе. Если параметры подключения в такой заявке указаны некорректно, налоговый орган сообщит о невозможности подключения. Тогда потребуется внести изменения (дополнения) в соответствующую заявку и направить ее заново (п. п. 10 — 12 Порядка, утвержденного Приказом ФНС России от 13.03.2023 N ЕД-7-23/163@);

  • раскрывает налоговому органу финансово-хозяйственную информацию.

Объем раскрываемой информации вы определяете в Регламенте информационного взаимодействия, который согласуете с налоговым органом. Объем информации зависит от оценки вашей системы внутреннего контроля. На первом (начальном) уровне вы должны предоставлять инспекции до 50% документов, на пятом (совершенствуемом) уровне — не более 5% (п. 6 ст. 105.26 НК РФ, Приложение N 13 к Требованиям к организации системы внутреннего контроля);

  • раскрывает риски, выявленные его системой внутреннего контроля (разд. VII Требований к организации системы внутреннего контроля, Приложение N 1 к указанным Требованиям);
  • запрашивает мотивированное мнение налогового органа по вопросам расчета и уплаты налогов (страховых взносов) (п. 2 ст. 105.30 НК РФ).

Налоговый орган в ходе мониторинга проводит комплексный анализ рисков организации и оценивает эффективность работы ее системы внутреннего контроля.

Дополнительно инспекция может (п. 6 ст. 6.1, п. 1 ст. 93.1, п. п. 3, 5 ст. 105.29 НК РФ):

  • затребовать у вас информацию, документы и пояснения. Представить их нужно в течение 10 рабочих дней;
  • истребовать у вашего контрагента или иных лиц документы (информацию), касающиеся деятельности вашей организации, проверяемой в рамках мониторинга (если они таковыми располагают);
  • привлечь эксперта и (или) специалиста.

По общему правилу за проверяемый в рамках мониторинга период не проводятся выездные и камеральные проверки (п. 1.1 ст. 88, п. 5.1 ст. 89 НК РФ). Если в ходе мониторинга инспекция обнаружит противоречия и несоответствия в документах, она потребует (п. 6 ст. 6.1, п. 2 ст. 105.29 НК РФ):

  • представить пояснения. Это нужно сделать в течение пяти рабочих дней;
  • внести исправления. Рекомендуем внести исправления в тот же срок — пять рабочих дней.

Если инспекция обнаружит факты неправильного исчисления (удержания), неполной и (или) несвоевременной уплаты (перечисления) налогов, сборов, страховых взносов, неправильного определения размеров затрат, по которым предусмотрена господдержка (если вы участник СЗПК), в том числе по истечении срока представления пояснений, она (п. 2.1 ст. 105.29 НК РФ):

  • сначала направит вам уведомление о наличии оснований для составления мотивированного мнения;
  • затем составит мотивированное мнение, если после ваших пояснений (или сообщения о внесении соответствующих исправлений), а равно в случае их отсутствия выявленные факты будут все-таки указывать на наличие нарушений.

Если с мотивированным мнением вы не согласны, проводится взаимосогласительная процедура (п. 8 ст. 105.30, ст. 105.31 НК РФ).

 

В каких случаях проводятся камеральные проверки за период мониторинга

По декларациям (расчетам), представленным за налоговые (отчетные) периоды до 1 июля 2021 г.

Провести камеральную проверку налоговой декларации (расчета) за период, за который проводится налоговый мониторинг, инспекция может только в следующих случаях (п. 1.1 ст. 88 НК РФ):

1)    декларацию (расчет) за период, за который проводится мониторинг, вы подали после 1 июля следующего года;

2)    в декларации по НДС или в декларации по акцизам вы заявили сумму налога к возмещению;

3)    вы подали уточненную декларацию (расчет), в которой уменьшили сумму налога (страхового взноса) к уплате либо увеличили сумму убытка;

4)    налоговый мониторинг прекратился досрочно.

По декларациям (расчетам) за наступившие после 1 июля 2021 г. налоговые (отчетные) периоды

По декларации (расчету) за налоговый (отчетный) период года, проверяемого (проверенного) в рамках мониторинга, представленной во время проведения мониторинга, камеральная проверка не проводится. Это касается и уточненных деклараций (расчетов) (п. 1.1 ст. 88 НК РФ).

Исключение — случаи досрочного прекращения мониторинга менее чем через три месяца со дня представления этой декларации (расчета). В таких ситуациях проверка проводится со дня, следующего за днем досрочного прекращения мониторинга.

 

В каких случаях проводятся выездные проверки за период мониторинга

Провести выездную проверку за период, за который проводится (проведен) налоговый мониторинг, налоговый орган может только в следующих случаях (п. 5.1 ст. 89 НК РФ):

1)    проверка проводится вышестоящим налоговым органом в порядке контроля за деятельностью инспекции, которая проводила мониторинг;

2)    налоговый мониторинг прекратился досрочно;

3)    вы не выполнили мотивированное мнение (мотивированные мнения) налогового органа в срок до 1 декабря года, следующего за периодом, проверенным в рамках мониторинга. Решение о проверке выносится не позднее двух месяцев с этой даты. Предметом проверки является правильность исчисления и своевременность уплаты налогов (сборов, страховых взносов) в соответствии с этим мотивированным мнением (мотивированными мнениями);

4)    в календарном году, за который мониторинг не проводится, вы подали уточненную декларацию (расчет) за проверяемый (проверенный) мониторингом период и в ней уменьшена сумма налога (сбора, страховых взносов) к уплате, увеличена сумма возмещаемого НДС (или акциза) либо увеличена сумма полученного убытка. Предмет проверки — правильность исчисления налога (сбора, страховых взносов) (определения суммы убытка) на основании измененных показателей уточненной декларации.

 

Налоговый мониторинг по НДС

Налоговый мониторинг по НДС проводится в общем порядке. Особенностей для данного налога не установлено. К такому выводу позволяет прийти, в частности, анализ разъяснений ФНС России, приведенных в Письме от 13.02.2020 N ЕА-4-15/2356@.

 

2.1. Мотивированное мнение налогового органа

Мотивированное мнение — это позиция налогового органа по вопросу расчета и уплаты налогов, сборов и страховых взносов (п. 1 ст. 105.30 НК РФ). В том числе в мотивированном мнении налоговый орган дает оценку тому, как вы отражаете сделки и их результаты с точки зрения налогового законодательства. Если вы — участник СЗПК, мотивированное мнение включает также оценку налоговым органом того, правильно ли вы определяете затраты, в отношении которых предусмотрено предоставление господдержки.

Мотивированное мнение не является решением о привлечении к ответственности. Форма и Требования к составлению мотивированного мнения утверждены Приказом ФНС России от 11.05.2021 N ЕД-7-23/477@.

Мотивированное мнение инспекция формирует в двух случаях (п. п. 2, 3 ст. 105.30 НК РФ):

  • по вашему запросу. Подайте его, если есть сомнения (неясности) в вопросах налогообложения совершенных или планируемых хозяйственных операций. Запрос можно отозвать, подав заявление по форме, рекомендованной ФНС России (Приложение N 1 к Письму от 10.12.2021 N СД-4-23/17290@). Формат передачи заявления в электронной форме приведен в том же Письме.

Если запрос о предоставлении мотивированного мнения налогового органа подан с нарушениями (например, в нем нет необходимой информации), инспекция направит вам уведомление о невозможности его рассмотреть;

  • если инспекция выявила у вас нарушения законодательства (неправильное определение налоговой базы, неполное удержание налогов и др.).

Мотивированное мнение о нарушениях, выявленных за проверяемый период (год), инспекция должна составить в течение срока проведения мониторинга и направить его вам в течение пяти рабочих дней с даты составления (п. 6 ст. 6.1, п. 3 ст. 105.30, п. п. 4, 5 ст. 105.26 НК РФ).

Мотивированное мнение не налагает на вас штраф, даже если инспекция выявила нарушения.

Мотивированное мнение в общем случае обязательно для выполнения как налоговым органом, так и организацией (п. 7 ст. 105.30 НК РФ).

При получении мотивированного мнения действуйте так:

  • если вы согласны с мотивированным мнением, в течение месяца с даты его получения сообщите об этом инспекции и подтвердите (в том числе документально) выполнение ее указаний (п. 6 ст. 105.30 НК РФ). Вас не оштрафуют и не начислят пени, если выполнение мотивированного мнения привело к нарушению законодательства (при условии, что вы не вводили в заблуждение налоговый орган). Если же вы нарушили установленный для уплаты налога срок и этот факт отражен в мотивированном мнении, то пени по выявленной недоимке вам начислят (пп. 3 п. 7 ст. 75, пп. 3 п. 1 ст. 111, п. 7 ст. 105.30 НК РФ, Письма ФНС России от 13.05.2021 N СД-4-23/6544@, Минфина России от 23.09.2020 N 03-02-07/1/83314);
  • если вы не согласны с мотивированным мнением, в течение месяца с даты его получения представьте в инспекцию свои разногласия (п. 8 ст. 105.30 НК РФ). После этого проводится взаимосогласительная процедура.

Если вы не выполните мотивированное мнение в срок до 1 декабря года, следующего за периодом, проверенным в рамках мониторинга, инспекция проведет у вас выездную проверку, по итогам которой она может привлечь вас к ответственности и доначислить налоги и взносы (пп. 3 п. 5.1 ст. 89, п. п. 7, 8 ст. 101 НК РФ).

 

2.2. Взаимосогласительная процедура в рамках налогового мониторинга

Если вы представили в инспекцию разногласия на мотивированное мнение, она в течение трех рабочих дней направляет их в ФНС России вместе со всеми материалами (п. 6 ст. 6.1, п. 8 ст. 105.30 НК РФ, п. 1 Положения о ФНС России).

ФНС России проводит взаимосогласительную процедуру в течение одного месяца с даты получения материалов от инспекции. К участию в процедуре она привлечет вас и вашу инспекцию (п. п. 1, 2 ст. 105.31 НК РФ).

По итогам этой процедуры мотивированное мнение будет изменено или оставлено без изменения, о чем вам направят уведомление (п. 3 ст. 105.31 НК РФ).

В течение одного месяца со дня его получения вы должны уведомить инспекцию о своем согласии с мотивированным мнением, подтвердив его выполнение, либо о своем несогласии с ним (п. 5 ст. 105.31 НК РФ).

 

  1. Срок проведения налогового мониторинга

Налоговый мониторинг проводится за календарный год (п. 4 ст. 105.26 НК РФ).

Срок проведения мониторинга в общем случае за каждый проверяемый период (год) начинается с 1 января проверяемого года и оканчивается 1 октября следующего года (п. 5 ст. 105.26 НК РФ).

Если заявление о проведении мониторинга вы подали в текущем году, инспекция проведет мониторинг за следующий год. Для продления процедуры мониторинга на следующие годы подавать заявление на его проведение не нужно. Инспекция продлит его сама, если вы не откажетесь от проведения мониторинга.

Максимальный срок налогового мониторинга не ограничен. Вы можете участвовать в нем столько времени, сколько считаете целесообразным.

Для отказа от мониторинга за следующий год подается заявление до 1 декабря текущего года (п. 7 ст. 105.27 НК РФ).

 

3.1. Увеличение срока проведения налогового мониторинга

Проведение налогового мониторинга продлевается на несколько месяцев в случаях (п. 5 ст. 105.26 НК РФ):

  • подачи в календарном году, который не проверяется в рамках мониторинга, менее чем за три месяца до окончания мониторинга уточненной декларации (уточненного расчета) за налоговый (отчетный) период проверяемого (проверенного) в рамках мониторинга года. Срок проведения мониторинга продлевается не более чем на три месяца. Правило применяется к декларациям (расчетам) за наступившие после 1 июля 2021 г. налоговые (отчетные) периоды;
  • подачи в календарном году, который не проверяется в рамках мониторинга, менее чем за шесть месяцев до окончания мониторинга уточненной декларации по НДС (акцизу), где заявлено возмещение, за налоговый период проверяемого (проверенного) в рамках мониторинга года. Срок проведения мониторинга продлевается не более чем на шесть месяцев. Правило применяется к декларациям (расчетам) за наступившие после 1 июля 2021 г. налоговые (отчетные) периоды.

Решение о продлении направляется налогоплательщику в течение пяти дней со дня его принятия.

 

  1. Как подать заявление о проведении налогового мониторинга

Форма заявления о проведении налогового мониторинга утверждена Приказом ФНС России от 11.05.2021 N ЕД-7-23/476@.

  Поможем подготовить заявление о проведении налогового мониторинга  

К заявлению приложите (п. 2 ст. 105.27 НК РФ):

  • регламент информационного взаимодействия. Регламент составляйте с учетом Приложения N 8 к Приказу ФНС России от 11.05.2021 N ЕД-7-23/476@;
  • информацию об участниках — организациях и физлицах, чья доля участия в вашей организации больше 25%;
  • учетную политику для целей налогообложения за год, в котором вы подаете заявление. Она должна содержать порядок отражения в соответствующих регистрах учета доходов и расходов, объектов налогообложения и налоговой базы, сведения о применяемых для расчета налогов регистрах бухучета, аналитических регистрах налогового учета;
  • документы, которые регламентируют систему внутреннего контроля вашей организации. Они должны соответствовать Требованиям к организации системы внутреннего контроля.

Форматы представления заявления, регламента информационного взаимодействия, информации об участниках организации с долей участия более 25% в электронном виде по ТКС утверждены Приказом ФНС России от 11.05.2021 N ЕД-7-23/476@. В Приложении N 13 к этому Приказу также утверждены Требования к формату представления в электронной форме учетной политики для целей налогообложения.

Заявление подавайте в инспекцию по месту нахождения организации. Крупнейшие налогоплательщики подают заявление в инспекцию по месту учета в качестве крупнейших налогоплательщиков (п. 1 ст. 105.27 НК РФ).

Если вы не являетесь крупнейшим налогоплательщиком, но в отношении вас принято решение о проведении мониторинга, вас могут признать крупнейшим налогоплательщиком (п. 6.2 Критериев отнесения к крупнейшим налогоплательщикам).

Заявление о проведении мониторинга со следующего года подается не позднее 1 сентября текущего года (п. 1 ст. 105.27 НК РФ).

Заявление и прилагаемые к нему документы рассматриваются налоговым органом до 1 ноября года, в котором подано заявление (п. 4 ст. 105.27 НК РФ).

По результатам рассмотрения налоговый орган принимает решение о проведении налогового мониторинга или об отказе в его проведении (п. 4 ст. 105.27 НК РФ).

Отказать в налоговом мониторинге инспекция может в следующих случаях (п. 5 ст. 105.27 НК РФ):

  • организация не представила все необходимые документы;
  • организация не выполнила необходимые условия;
  • регламент информационного взаимодействия не соответствует форме и требованиям;
  • системы внутреннего контроля организации не соответствуют установленным требованиям.

Решение по результатам рассмотрения заявления направляется организации в течение пяти рабочих дней со дня его принятия (п. 6 ст. 105.27 НК РФ).

До принятия налоговым органом решения организация может отозвать свое заявление о проведении налогового мониторинга. В таком случае заявление не будет считаться поданным (п. 3 ст. 105.27 НК РФ).

Чтобы мониторинг продлили на следующий год, заявление подавать не нужно. Инспекция продлит его сама, если вы не откажетесь от его проведения. Для отказа от мониторинга в следующем году подается заявление до 1 декабря текущего года (п. 7 ст. 105.27 НК РФ).

Во всех случаях при расчете сроков действует правило: если последний день срока — выходной (нерабочий) день, заявление подавайте не позднее чем на следующий за ним рабочий день (п. 7 ст. 6.1 НК РФ).

ФНС России направила также рекомендуемые образцы для использования при подготовке к переходу на налоговый мониторинг (Письмо от 01.06.2021 N СД-4-23/7614@). В их числе, в частности:

  • план-график по переходу на налоговый мониторинг с Порядком его заполнения;
  • дорожная карта по подготовке к переходу на налоговый мониторинг с Порядком ее заполнения. По разъяснениям ФНС России, для компаний с государственным участием представление дорожной карты обязательно.

Дорожная карта должна содержать (Информация ФНС России):

  • порядок подготовки и обсуждения с налоговым органом регламента информационного взаимодействия;
  • информацию об организации системы внутреннего контроля организации;
  • данные о рисках и контрольных процедурах;
  • сроки демонстрации и тестирования информационного взаимодействия;
  • сроки подготовки документов и их представления в налоговый орган.

Организация, принявшая решение о проведении налогового мониторинга, представляет оба документа в налоговый орган по месту своего нахождения (учета в качестве крупнейшего налогоплательщика).

Если планируете перейти на налоговый мониторинг со следующего года, налоговая служба рекомендовала подать дорожную карту до 1 июля текущего года. После согласования дорожной карты следует этап подачи заявления и других документов для вступления в налоговый мониторинг (Информация ФНС России).

Вам может быть полезно

Как признать недействительным брачный договор?

Брачный договор может быть недействительным по разным основаниям: как ничтожная или как оспоримая сделка. Брачный договор признается недействительным, если суд признал недействительным брак супругов (ст. 166 ГК РФ; п. 2 ст. 30 СК РФ). Для признания брачного договора недействительным рекомендуем придерживаться следующего алгоритма. Шаг 1. Определите, имеются ли основания для признания брачного договора недействительным Брачный […]

Читать далее

Как возмещается вред здоровью, причиненный в результате ДТП?

  За возмещением вреда здоровью, причиненного в результате ДТП, в зависимости от обстоятельств ситуации потерпевший вправе обратиться к страховщику по ОСАГО/ДСАГО, к РСА, к виновнику ДТП либо к собственнику ТС. Если обращение в порядке внесудебного урегулирования не дало результата, возместить вред здоровью можно через суд.   Общие условия возмещения вреда здоровью Под дорожно-транспортным происшествием (ДТП) […]

Читать далее

Допрос свидетелей налоговым органом

  Как правило, чтобы допросить свидетеля, его вызывают в инспекцию повесткой. При этом допрос могут провести и в другом месте, например, если свидетель не может явиться из-за болезни, его могут допросить по месту жительства. Во время допроса ведут протокол, где фиксируют ответы свидетеля на вопросы инспекторов и замечания. По окончании допроса свидетелю выдадут копию протокола […]

Читать далее

Как составить и подать исковое заявление о признании права собственности в порядке наследования?

Необходимость подать исковое заявление о признании права собственности на наследуемое имущество возникает при наличии спора о праве, в частности, в следующих случаях (п. 2 ст. 1131, ст. 1132, п. 11 ст. 1140.1, ст. 1149, п. 2 ст. 1153 ГК РФ; Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 16.11.2021 N 5-КГ21-144-К2): наследодатель […]

Читать далее

Как составить и подать заявление об установлении факта, имеющего юридическое значение?

Факты, от которых зависит возникновение, изменение, прекращение личных или имущественных прав граждан, организаций, устанавливаются судом только при невозможности получения заявителем в ином порядке надлежащих документов, удостоверяющих эти факты, или при невозможности восстановления утраченных документов (ч. 1 ст. 264, ст. 265 ГПК РФ).   Дела об установлении фактов, имеющих юридическое значение Суд рассматривает дела об установлении […]

Читать далее

Не нашли нужную практику?

Закажите консультацию и наш менеджер свяжется с Вами в течении 10 минут

    Пожалуйста, докажите, что вы человек, выбрав дом.
    Заказите консультацию
    Реальные рейтинги на независимых ресурсах

    Юридическая компания «Зайцев и партнёры» занимает топовую позицию в рейтинге надежности и качества правовых услуг по версии Яндекс.Отзывы, СПР, Yell и других ресурсов:

    CПP

    желтые страницы

    4,9 из 5

    Яндeкc

    отзывы

    4,3 из 5

    Yеll

    отзывы

    4,5 из 5

    Я.Кью

    Эксперт

    4,8 из 5

    9111.ru

    соцсеть юристов

    4,9 из 5

    ПPABДA

    КЛИЕНТОВ

    4,8 из 5

    CАTАLОХY

    отзывы

    5,0 из 5

    tор-аdvоkаts.ru

    отзывы

    4,6 из 5