Звоните, Пн-Пт 10:00-20:00
+7 (495) 230-16-82
Звоните, Пн-Пт 10:00-20:00
+7 (495) 230-16-82

Обращение в прокуратуру

Цели деятельности прокуратуры. Обращение в прокуратуру.

Прокуратура РФ — единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, уголовное преследование в соответствии со своими полномочиями, а также выполняющих иные функции (ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» (далее — Закон о прокуратуре)).

Целями деятельности прокуратуры в соответствии с ч. 2 ст. 1 Закона о прокуратуре являются:

  • обеспечение верховенства закона;
  • обеспечение единства и укрепления законности;
  • обеспечение защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства.

В органах прокуратуры в соответствии с их полномочиями разрешаются заявления, жалобы и иные обращения, содержащие сведения о нарушении законов (ч. 1 ст. 10 Закона о прокуратуре). Порядок и сроки рассмотрения таких обращений регламентированы Инструкцией о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры РФ, утв. Приказом Генпрокуратуры России от 30.01.2013 N 45 (далее — Инструкция).

Формы и виды обращений. Рекомендации по составлению обращения в прокуратуру.

Утвержденной формы обращения в органы прокуратуры нет, поэтому оно может быть составлено в произвольной форме.

Обращение в прокуратуру может быть сделано в письменной, устной форме или в форме электронного документа и иметь вид предложения (рекомендация заявителя по совершенствованию законов, деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, развитию общественных отношений, улучшению деятельности государства и общества в социально-экономической и иных сферах), заявления (просьба лица о содействии в реализации его прав и свобод или прав и свобод других лиц, либо сообщение о нарушении законов, недостатках в работе государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц, либо критика деятельности указанных органов и должностных лиц), жалобы (просьба заявителя о восстановлении или защите его нарушенных прав, свобод или законных интересов либо прав, свобод или законных интересов других лиц) или ходатайства (просьба заявителя о признании определенного статуса, прав, свобод) (пп. 1 — 5 п. 1.9 Инструкции, ст. 4 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (далее — Закон о порядке рассмотрения обращений граждан)).

Обращение в прокуратуру может быть индивидуальным или коллективным (п. 1.3 Инструкции). Коллективное обращение — обращение двух или более лиц, а также обращение, принятое на митинге или собрании и подписанное организаторами или участниками митинга, собрания (пп. 6 п. 1.9 Инструкции).

Обратиться с заявлением, предложением или жалобой в прокуратуру лучше в письменной форме или в форме электронного документа. Письменное обращение может быть направлено в прокуратуру по почте, по телеграфу, факсимильной связью или с помощью информационной системы общего пользования (п. 2.1 Инструкции).

В обращении необходимо (п. 2.8 Инструкции, ст. 7 Закона о порядке рассмотрения обращений граждан):

  • указать наименование государственного органа, в который направляется обращение, либо фамилию, имя, отчество соответствующего должностного лица, либо занимаемую им должность;
  • указать фамилию, имя, отчество обращающегося;
  • указать почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ или уведомление о переадресовании обращения;
  • поставить личную подпись и дату обращения;
  • изложить суть вопроса;
  • при наличии подтверждающих содержание обращения документов приложить их копии.

В случае подачи обращения в форме электронного документа гражданин обязан указать фамилию, имя, отчество (последнее — при наличии), адрес электронной почты, по которому должны быть направлены ответ, уведомление о переадресации обращения. Гражданин вправе приложить к такому обращению необходимые документы и материалы в электронной форме.

Устное обращение в прокуратуру так же, как и заявленное в иной форме, должно содержать сведения о нарушениях законодательства, охраняемых законом прав, свобод и интересов человека и гражданина, интересов общества и государства. Устное обращение может быть передано в прокуратуру на личном приеме (п. 2.1 Инструкции).

Следует отметить, что обращения, в которых отсутствуют сведения, достаточные для их разрешения, в течение 7 дней со дня регистрации возвращаются заявителям с предложением восполнить недостающие данные, а при необходимости с разъяснением, куда им для этого стоит обратиться (абз. 2 п. 2.9 Инструкции).

В случае если текст письменного обращения не позволяет определить суть предложения, заявления или жалобы, ответ на обращение не дается, и оно не подлежит направлению на рассмотрение в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, о чем в течение 7 дней со дня регистрации обращения сообщается гражданину, направившему обращение (абз. 3 п. 2.9 Инструкции).

Важно, чтобы письменное обращение в органы прокуратуры поддавалось прочтению, в противном случае на такое обращение ответа не дается и в течение 7 дней со дня регистрации сообщается автору сообщения, если фамилия и адрес поддаются прочтению, а также разъясняется право на повторное обращение (п. 2.11 Инструкции).

Основания для обращения в прокуратуру.

Согласно п. 2.1 Инструкции основаниями для обращения в органы прокуратуры являются:

  • нарушения законодательства;
  • нарушения охраняемых законом прав, свобод и интересов человека и гражданина (ст. ст. 26, 27 ФЗ о прокуратуре),
  • нарушения интересов общества и государства.

Из смысла п. 7.1 Приказа Генпрокуратуры России от 07.12.2007 N 195 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина» следует, что основанием обращения может служить нарушение прав на охрану здоровья и медицинскую помощь, социальное обеспечение, трудовых, жилищных, избирательных и иных социальных и политических прав и свобод человека и гражданина.

Порядок рассмотрения обращений граждан.

В органах прокуратуры РФ организационно-распорядительными документами определяются конкретные должностные лица, на которых возлагаются обязанности по обеспечению объективности, всесторонности и своевременности рассмотрения обращений, в том числе взятых на контроль (особый контроль) руководителями органов прокуратуры, обобщению практики разрешения обращений, а также оформлению соответствующих контрольных и статистических карточек.

Поступившие обращения подлежат обязательной регистрации в течение 3 дней с момента поступления в органы прокуратуры, а обращения и запросы, указанные в п. п. 5.2, 5.3, 5.4, 5.5 и 5.6 Инструкции, — в день поступления, который применительно к названным пунктам Инструкции считается днем получения обращения (запроса) органами прокуратуры (п. 2.3 Инструкции).

Содержание устного обращения заносится в компьютерную базу данных либо в книгу регистрации приема посетителей. В случае если изложенные в устном обращении факты и обстоятельства не требуют дополнительной проверки, ответ на обращение с согласия гражданина может быть дан устно в ходе личного приема, о чем делается соответствующая запись. В необходимых случаях гражданам даются устные разъяснения действующего законодательства, а также разъяснение, куда и в каком порядке им следует обращаться. В остальных случаях дается письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов (абз. 2 и 3 п. 7.8 Инструкции).

В Генеральной прокуратуре РФ прием граждан осуществляется отделом по приему граждан управления по рассмотрению обращений и документационному обеспечению (Приемная) в день их обращения с участием при необходимости представителей других подразделений (п. 7.1 Инструкции).

Начальники главных управлений, управлений и отделов, их заместители принимают граждан с обращениями на решения, ранее принятые в подразделениях Генеральной прокуратуры РФ. Прием Генеральным прокурором РФ и его заместителями осуществляется по обращениям, которые разрешались в Генеральной прокуратуре РФ начальниками главных управлений, управлений и отделов, либо по обращениям на действия прокуроров субъектов РФ, руководителей других правоохранительных органов, министерств и ведомств (п. 7.2 Инструкции).

Обращения, поступившие в органы прокуратуры РФ, подлежат обязательному рассмотрению (п. 3.1 Инструкции). По результатам предварительного рассмотрения должно быть принято одно из следующих решений:

  • о принятии к разрешению;
  • об оставлении без разрешения;
  • о передаче на разрешение в нижестоящие органы прокуратуры;
  • о направлении в другие органы;
  • о прекращении рассмотрения обращения;
  • о приобщении к ранее поступившему обращению;
  • о возврате заявителю.

По итогам рассмотрения обращения может быть принято одно из следующих решений (п. 4.14 Инструкции):

  • «удовлетворено» — приняты меры к полному или частичному восстановлению прав и законных интересов заявителя;
  • «удовлетворено повторное обращение» — принято решение об удовлетворении обращения, в котором обжалуются ответы соответствующей прокуратуры и/или по которому принималось решение об отказе в удовлетворении ранее поданного обращения, а также по которому подтвердились факты волокиты и небрежности при рассмотрении предыдущего обращения, независимо от принятого по существу обжалуемых вопросов решения;
  • «отклонено» — требования заявителя, изложенные в обращении, признаны необоснованными;
  • «разъяснено» — направлена информация, а также разъяснены вопросы правового характера, в том числе при отсутствии в обращении просьб об удовлетворении каких-либо требований или ходатайств либо если к моменту рассмотрения обращения по нему уже принято решение компетентным органом;
  • «принято иное решение» — оставлено без разрешения, возвращено заявителю, приобщено к материалам надзорного (наблюдательного) производства, прекращена переписка;
  • «направлено» — направлено в течение 7 дней со дня регистрации для разрешения в другую прокуратуру, другое ведомство, другую организацию по принадлежности.

В соответствии с п. п. 5.1, 5.1.1 Инструкции обращения разрешаются в течение 30 дней с момента регистрации обращения/жалобы в органах прокуратуры РФ, а обращения, не требующие дополнительного изучения и проверки, рассматриваются в течение 15 дней, если иное не предусмотрено федеральным законодательством. Если установленный срок рассмотрения обращения истекает в выходной или праздничный день, последним днем рассмотрения считается следующий за ним рабочий день; обращения ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны, а также граждан РФ, являющихся бывшими несовершеннолетними узниками концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны, о нарушении их прав и свобод разрешаются в течение 15 дней со дня их регистрации в органах прокуратуры РФ, а не требующие дополнительного изучения и проверки — в течение 7 дней, если иное не предусмотрено федеральным законодательством.

Каждое обращение должно получить своевременное, объективное решение, обеспечивающее защиту и охрану прав и свобод человека и гражданина, укрепляя законность и правопорядок государства. Если в удовлетворении заявления или жалобы отказано, заявителю должен быть разъяснен порядок обжалования принятого решения, а также право обращения в суд (ч. 3 ст. 10 Закона о прокуратуре).

 

Вам может быть полезно

Эксперт по наследству Михайлова Виктория Евгеньевна на ТВ

Эксперт по наследству Михайлова Виктория Евгеньевна на НТВ в программе «ДНК» Руководитель юридического отдела Михайлова Виктория Евгеньевна стала приглашенным экспертом по наследственным спорам на программу «ДНК» на федеральном канале НТВ. В передаче рассматривался вопрос о наследовании по закону и об оспаривании отцовства после смерти отца. Был проведен тест ДНК. Несмотря на итог передачи и отсутствие […]

Читать далее

Как расторгнуть договор ренты?

Договор ренты — это соглашение, по которому получатель ренты передает в собственность плательщику ренты имущество в обмен на периодические денежные выплаты либо предоставление средств на содержание в иной форме. Рента может быть постоянной или пожизненной. Разновидностью пожизненной ренты является пожизненное содержание гражданина с иждивением (ст. 583 ГК РФ). Договор ренты может быть расторгнут по соглашению […]

Читать далее

Порядок постановления приговора по уголовному делу

Приговор — это решение о невиновности или виновности подсудимого и назначении ему наказания либо об освобождении его от наказания, вынесенное судом первой или апелляционной инстанции (п. 28 ст. 5 УПК РФ). Приговор постановляется именем Российской Федерации в совещательной комнате и лишь судьями, входящими в состав суда по данному уголовному делу, должен содержать вводную, описательно-мотивировочную и […]

Читать далее

Как узаконить самовольную постройку?

Самовольная постройка — это здание, сооружение или другое строение, возведенные или созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные или созданные без получения на это необходимых в силу закона согласований, разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм […]

Читать далее

Какие существуют основания для проведения прокурорской проверки

Основанием для проведения проверки исполнения законов является поступившая в органы прокуратуры информация о фактах нарушения законов, которые требуют принятия мер прокурорского реагирования (п. 2 ст. 21 Закона о прокуратуре). Основание проверки прокурор обязательно указывает в решении о проверке (п. 3 ст. 21 Закона о прокуратуре).       Что должно содержать решение о проведении прокурорской […]

Читать далее

Не нашли нужную практику?

Закажите консультацию и наш менеджер свяжется с Вами в течении 10 минут

    Пожалуйста, докажите, что вы человек, выбрав самолет.
    Заказите консультацию
    Реальные рейтинги на независимых ресурсах

    Юридическая компания «Зайцев и партнёры» занимает топовую позицию в рейтинге надежности и качества правовых услуг по версии Яндекс.Отзывы, СПР, Yell и других ресурсов:

    CПP

    желтые страницы

    4,9 из 5

    Яндeкc

    отзывы

    4,3 из 5

    Yеll

    отзывы

    4,5 из 5

    Я.Кью

    Эксперт

    4,8 из 5

    9111.ru

    соцсеть юристов

    4,9 из 5

    ПPABДA

    КЛИЕНТОВ

    4,8 из 5

    CАTАLОХY

    отзывы

    5,0 из 5

    tор-аdvоkаts.ru

    отзывы

    4,6 из 5