Звоните, Пн-Пт 10:00-20:00
+7 (495) 230-16-82
Звоните, Пн-Пт 10:00-20:00
+7 (495) 230-16-82

ОБРАЩЕНИЕ В ПРОКУРАТУРУ

Цели деятельности прокуратуры. Обращение в прокуратуру.

Прокуратура РФ — единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, уголовное преследование в соответствии со своими полномочиями, а также выполняющих иные функции (ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» (далее — Закон о прокуратуре)).

Целями деятельности прокуратуры в соответствии с ч. 2 ст. 1 Закона о прокуратуре являются:

— обеспечение верховенства закона;

— обеспечение единства и укрепления законности;

— обеспечение защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства.

В органах прокуратуры в соответствии с их полномочиями разрешаются заявления, жалобы и иные обращения, содержащие сведения о нарушении законов (ч. 1 ст. 10 Закона о прокуратуре). Порядок и сроки рассмотрения таких обращений регламентированы Инструкцией о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры РФ, утв. Приказом Генпрокуратуры России от 30.01.2013 N 45 (далее — Инструкция).

Формы и виды обращений. Рекомендации по составлению обращения в прокуратуру.

Утвержденной формы обращения в органы прокуратуры нет, поэтому оно может быть составлено в произвольной форме.

Обращение в прокуратуру может быть сделано в письменной, устной форме или в форме электронного документа и иметь вид предложения (рекомендация заявителя по совершенствованию законов, деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, развитию общественных отношений, улучшению деятельности государства и общества в социально-экономической и иных сферах), заявления (просьба лица о содействии в реализации его прав и свобод или прав и свобод других лиц, либо сообщение о нарушении законов, недостатках в работе государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц, либо критика деятельности указанных органов и должностных лиц), жалобы (просьба заявителя о восстановлении или защите его нарушенных прав, свобод или законных интересов либо прав, свобод или законных интересов других лиц) или ходатайства (просьба заявителя о признании определенного статуса, прав, свобод) (пп. 1 — 5 п. 1.9 Инструкции, ст. 4 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (далее — Закон о порядке рассмотрения обращений граждан)).

Обращение в прокуратуру может быть индивидуальным или коллективным (п. 1.3 Инструкции). Коллективное обращение — обращение двух или более лиц, а также обращение, принятое на митинге или собрании и подписанное организаторами или участниками митинга, собрания (пп. 6 п. 1.9 Инструкции).

Обратиться с заявлением, предложением или жалобой в прокуратуру лучше в письменной форме или в форме электронного документа. Письменное обращение может быть направлено в прокуратуру по почте, по телеграфу, факсимильной связью или с помощью информационной системы общего пользования (п. 2.1 Инструкции).

В обращении необходимо (п. 2.8 Инструкции, ст. 7 Закона о порядке рассмотрения обращений граждан):

— указать наименование государственного органа, в который направляется обращение, либо фамилию, имя, отчество соответствующего должностного лица, либо занимаемую им должность;

— указать фамилию, имя, отчество обращающегося;

— указать почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ или уведомление о переадресовании обращения;

— поставить личную подпись и дату обращения;

— изложить суть вопроса;

— при наличии подтверждающих содержание обращения документов приложить их копии.

В случае подачи обращения в форме электронного документа гражданин обязан указать фамилию, имя, отчество (последнее — при наличии), адрес электронной почты, по которому должны быть направлены ответ, уведомление о переадресации обращения. Гражданин вправе приложить к такому обращению необходимые документы и материалы в электронной форме.

Устное обращение в прокуратуру так же, как и заявленное в иной форме, должно содержать сведения о нарушениях законодательства, охраняемых законом прав, свобод и интересов человека и гражданина, интересов общества и государства. Устное обращение может быть передано в прокуратуру на личном приеме (п. 2.1 Инструкции).

Следует отметить, что обращения, в которых отсутствуют сведения, достаточные для их разрешения, в течение 7 дней со дня регистрации возвращаются заявителям с предложением восполнить недостающие данные, а при необходимости с разъяснением, куда им для этого стоит обратиться (абз. 2 п. 2.9 Инструкции).

В случае если текст письменного обращения не позволяет определить суть предложения, заявления или жалобы, ответ на обращение не дается, и оно не подлежит направлению на рассмотрение в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, о чем в течение 7 дней со дня регистрации обращения сообщается гражданину, направившему обращение (абз. 3 п. 2.9 Инструкции).

Важно, чтобы письменное обращение в органы прокуратуры поддавалось прочтению, в противном случае на такое обращение ответа не дается и в течение 7 дней со дня регистрации сообщается автору сообщения, если фамилия и адрес поддаются прочтению, а также разъясняется право на повторное обращение (п. 2.11 Инструкции).

Основания для обращения в прокуратуру.

Согласно п. 2.1 Инструкции основаниями для обращения в органы прокуратуры являются:

нарушения законодательства;

нарушения охраняемых законом прав, свобод и интересов человека и гражданина (ст. ст. 26, 27 ФЗ о прокуратуре),

нарушения интересов общества и государства.

Из смысла п. 7.1 Приказа Генпрокуратуры России от 07.12.2007 N 195 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина» следует, что основанием обращения может служить нарушение прав на охрану здоровья и медицинскую помощь, социальное обеспечение, трудовых, жилищных, избирательных и иных социальных и политических прав и свобод человека и гражданина.

Порядок рассмотрения обращений граждан.

В органах прокуратуры РФ организационно-распорядительными документами определяются конкретные должностные лица, на которых возлагаются обязанности по обеспечению объективности, всесторонности и своевременности рассмотрения обращений, в том числе взятых на контроль (особый контроль) руководителями органов прокуратуры, обобщению практики разрешения обращений, а также оформлению соответствующих контрольных и статистических карточек.

Поступившие обращения подлежат обязательной регистрации в течение 3 дней с момента поступления в органы прокуратуры, а обращения и запросы, указанные в п. п. 5.2, 5.3, 5.4, 5.5 и 5.6 Инструкции, — в день поступления, который применительно к названным пунктам Инструкции считается днем получения обращения (запроса) органами прокуратуры (п. 2.3 Инструкции).

Содержание устного обращения заносится в компьютерную базу данных либо в книгу регистрации приема посетителей. В случае если изложенные в устном обращении факты и обстоятельства не требуют дополнительной проверки, ответ на обращение с согласия гражданина может быть дан устно в ходе личного приема, о чем делается соответствующая запись. В необходимых случаях гражданам даются устные разъяснения действующего законодательства, а также разъяснение, куда и в каком порядке им следует обращаться. В остальных случаях дается письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов (абз. 2 и 3 п. 7.8 Инструкции).

В Генеральной прокуратуре РФ прием граждан осуществляется отделом по приему граждан управления по рассмотрению обращений и документационному обеспечению (Приемная) в день их обращения с участием при необходимости представителей других подразделений (п. 7.1 Инструкции).

Начальники главных управлений, управлений и отделов, их заместители принимают граждан с обращениями на решения, ранее принятые в подразделениях Генеральной прокуратуры РФ. Прием Генеральным прокурором РФ и его заместителями осуществляется по обращениям, которые разрешались в Генеральной прокуратуре РФ начальниками главных управлений, управлений и отделов, либо по обращениям на действия прокуроров субъектов РФ, руководителей других правоохранительных органов, министерств и ведомств (п. 7.2 Инструкции).

Обращения, поступившие в органы прокуратуры РФ, подлежат обязательному рассмотрению (п. 3.1 Инструкции). По результатам предварительного рассмотрения должно быть принято одно из следующих решений:

о принятии к разрешению;

об оставлении без разрешения;

о передаче на разрешение в нижестоящие органы прокуратуры;

о направлении в другие органы;

о прекращении рассмотрения обращения;

о приобщении к ранее поступившему обращению;

о возврате заявителю.

По итогам рассмотрения обращения может быть принято одно из следующих решений (п. 4.14 Инструкции):

«удовлетворено» — приняты меры к полному или частичному восстановлению прав и законных интересов заявителя;

«удовлетворено повторное обращение» — принято решение об удовлетворении обращения, в котором обжалуются ответы соответствующей прокуратуры и/или по которому принималось решение об отказе в удовлетворении ранее поданного обращения, а также по которому подтвердились факты волокиты и небрежности при рассмотрении предыдущего обращения, независимо от принятого по существу обжалуемых вопросов решения;

«отклонено» — требования заявителя, изложенные в обращении, признаны необоснованными;

«разъяснено» — направлена информация, а также разъяснены вопросы правового характера, в том числе при отсутствии в обращении просьб об удовлетворении каких-либо требований или ходатайств либо если к моменту рассмотрения обращения по нему уже принято решение компетентным органом;

«принято иное решение» — оставлено без разрешения, возвращено заявителю, приобщено к материалам надзорного (наблюдательного) производства, прекращена переписка;

«направлено» — направлено в течение 7 дней со дня регистрации для разрешения в другую прокуратуру, другое ведомство, другую организацию по принадлежности.

В соответствии с п. п. 5.1, 5.1.1 Инструкции обращения разрешаются в течение 30 дней с момента регистрации обращения/жалобы в органах прокуратуры РФ, а обращения, не требующие дополнительного изучения и проверки, рассматриваются в течение 15 дней, если иное не предусмотрено федеральным законодательством. Если установленный срок рассмотрения обращения истекает в выходной или праздничный день, последним днем рассмотрения считается следующий за ним рабочий день; обращения ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны, а также граждан РФ, являющихся бывшими несовершеннолетними узниками концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны, о нарушении их прав и свобод разрешаются в течение 15 дней со дня их регистрации в органах прокуратуры РФ, а не требующие дополнительного изучения и проверки — в течение 7 дней, если иное не предусмотрено федеральным законодательством.

Каждое обращение должно получить своевременное, объективное решение, обеспечивающее защиту и охрану прав и свобод человека и гражданина, укрепляя законность и правопорядок государства. Если в удовлетворении заявления или жалобы отказано, заявителю должен быть разъяснен порядок обжалования принятого решения, а также право обращения в суд (ч. 3 ст. 10 Закона о прокуратуре).

Вам может быть полезно

Что делать в случае проведения подрядчиком некачественного ремонта квартиры?

  При проведении некачественного ремонта квартиры потребитель вправе потребовать от подрядчика, в частности, безвозмездно устранить недостатки, уменьшить цену работы, безвозмездно повторно выполнить работу, возместить понесенные расходы по устранению недостатков. За защитой своих прав потребитель может обратиться с жалобой в Роспотребнадзор и с иском в суд.   Фиксация недостатков при проведении ремонта квартиры При проведении ремонтных […]

Читать далее

Как вернуть некачественный товар?

Если покупатель обнаружил недостатки в товаре, он вправе, в частности, отказаться от исполнения договора купли-продажи и требовать от продавца возврата уплаченных за товар денежных средств. В этом случае покупатель по требованию продавца и за его счет должен возвратить товар с недостатками (п. п. 4, 5 ст. 503 ГК РФ; п. п. 1, 2 ст. 18 […]

Читать далее

Как обжаловать решение вышестоящего налогового органа

      Если вы не согласны с решением, которое вынес вышестоящий налоговый орган по вашей жалобе (апелляционной жалобе), вы можете обжаловать такое решение. Сделать это можно как в досудебном порядке, так и в суде, или и так, и так. Исключение составляют решения ФНС России — их можно обжаловать только в суде.     Оглавление: […]

Читать далее

Должна ли прокуратура уведомить организацию о предстоящей прокурорской проверке

Да, прокуратура обязана информировать организацию о проведении проверки, но не заранее. Уведомить о проверке вас должны не позднее дня ее начала. То есть узнать о ней вы можете и в первый день ее проведения (п. 3 ст. 21 Закона о прокуратуре). Организация уведомляется о проверке путем доведения до сведения ее руководителя (иного уполномоченного представителя) решения […]

Читать далее

ОБЖАЛОВАНИЕ ЧАСТНОГО ОПРЕДЕЛЕНИЯ (ПОСТАНОВЛЕНИЯ) СУДА

Всеми процессуальными кодексами РФ предусмотрена возможность вынесения судами всех инстанций частных определений (постановлений) как способа реагирования судов на выявление фактов нарушения закона. Указанные судебные акты могут приниматься в отношении широкого круга лиц, как являющихся участниками рассматриваемых судебных дел, так и не относящихся к ним, а также в отношении нижестоящих судов и председателей судов. Несомненно, такие […]

Читать далее

Не нашли нужную практику?

Закажите консультацию и наш менеджер свяжется с Вами в течении 10 минут

    Пожалуйста, докажите, что вы человек, выбрав Грузовик.
    Заказите консультацию