Звоните, Пн-Пт 10:00-20:00
+7 (495) 230-16-82
Звоните, Пн-Пт 10:00-20:00
+7 (495) 230-16-82

Порядок досудебного урегулирования споров

Досудебное разбирательство предполагает достижение сторонами соглашения по правовому спору. Мирное решение проблемы предусмотрено гражданским, арбитражным, трудовым и административным законодательством. Отсутствие обращений в суд снижает нагрузку на судей и позволят самим сторонам сократить издержки и сохранить деловую репутацию. Ведь факт участия в суде ответчика вносится во все информационные системы.

Добровольные и обязательные примирительные процедуры

Обязательная процедура предполагает, что до подачи искового заявления сторона обязана принять меры к добровольному исполнению ответчиком взаимных договорённостей. В отсутствие таких действий суд может по закону отказать в рассмотрении иска. При обращении в суд потребуется представить доказательства, что были приняты меры к мирному решению спора.

Обязанность проведения претензионной процедуры может быть прописана как в федеральном законе, регулирующим отношения сторон, так и прямо в договоре.

Законы федерального уровня обязывают рассматривать дела в суде только после направления претензии ответчику по следующим вопросам:

  • Возмещение страховки по ОСАГО.
  • Признание сделок недействительными.
  • Споры в рамках налогового законодательства о взыскании платежей и штрафных санкций (в части основного долга).
  • Изменение объёма или структуры алиментных обязательств по действующим соглашениям.
  • Закупка товаров и услуг по муниципальным (государственным) контрактам.
  • Выселение гражданина из жилого помещения по любым основаниям.
  • Споры по воздушным и железнодорожным грузоперевозкам и доставке багажа.

Список неполный, есть и другие вытекающие из федеральных законов споры, требующие досудебного урегулирования.

Сразу подать иск в суд без предварительных примирительных процедур, можно в следующих случаях:

  • По делам об установлении фактов, которые имеют юридическое значение.
  • По вопросам банкротства и несостоятельности.
  • При корпоративных спорах.
  • По исполнению решений иностранных судов, в том числе арбитража.
  • О взыскании залогового имущества.
  • По делам о возмещении убытков, которые произошли по причине причинения вреда.
  • По объявлению сделки недействительной.

Обязанность по направлению претензии до обращения в суд также может быть прописана в договоре между контрагентами. В этом случае необходимо указать все тонкости:

  • Период, в течение которого нужно направить возражения. Пример: «претензия направляется в 30-дневный срок со дня, когда сторона узнала или должна была узнать о нарушении своего права».
  • В какое структурное подразделение ответчика передаётся претензия (секретариат, канцелярия, юридический отдел, бухгалтерия).
  • Срок, в течение которого претензия должна быть рассмотрена (10,15,20, 30 дней или иной период по усмотрению сторон).
  • Способ направления претензии: почтовой связью с уведомлением, по электронной почте, лично и т. д.
  • Список документов, прилагаемых к претензии (счета, акты, накладные и т. д.).
  • Метод ответа, а также последствия, которые наступят, если ответ не поступил.

При добровольном урегулировании та сторона, чьи права нарушены, по собственной инициативе пытается решить вопрос мирным путём: через направление претензии или через ведение переговоров.

Медиация (переговорный процесс) возможна, если есть следующие условия:

  • Обе стороны согласны на решение вопроса без обращения в суд.
  • Медиатор не является заинтересованным лицом и не связан ни с одной из сторон переговоров личными интересами.

Переговоры проводятся с участием третьего лица-медиатора, который должен примирить стороны конфликта и найти решение, устраивающее обе стороны. Обычно таким человеком становится профессиональный юрист.

Выгода урегулирования без суда

Разрешение конфликта без судебных разбирательств имеет преимущества:

  1. Договориться возможно короткие сроки. Судебный процесс может затянуться на год и более. Если речь идёт о срыве поставок, неисполнении финансовых обязательств, то пострадавшая сторона может понести большие потери.
  2. Стороны сохранят свою деловую репутацию. Во всех поисковых системах есть информация о количестве дел, по которым хозяйствующих субъект выступал в качестве ответчика по делу.
  3. Обе стороны не несут расходы по рассмотрению дела в суде: госпошлина, услуги юристов.

Гораздо выгоднее воспользоваться услугами профессионального адвоката на этапе досудебного урегулирования.

Правила подачи претензии

В силу закона или договора мирное урегулирование начинается с направления претензии виновной стороне. Далее, ожидается ответ контрагента о согласии или несогласии с заявленными требованиями, по существу. После получения ответа можно решать вопрос о целесообразности подачи искового заявления.

Доставить документ виновному лицу можно несколькими способами:

  • Направить претензию по почте. Это должно быть заказное письмо с уведомлением о вручении и описью вложения. Опись необходима, поскольку к претензии прилагается документы, подтверждающие неисполнение обязательства (фактуры, накладные, акты и т. д.).
  • Можно вручить возражения лично в руки виновной стороне. При этом на втором экземпляре получатель должен поставить свою подпись с датой вручения, написать «получено». Обязательно указывается должность лица, которому вручена претензия.

В 2021 году Пленум ВС РФ обозначил, что в качестве подтверждения направления возражений принимаются не только уведомления об отправке заказных писем, но и скриншоты с электронной почты, мессенджеров и социальных сетей. Альтернативный способ доставки претензии должен быть описан в договоре между сторонами либо у сторон имеется опыт такими сообщениями.

Способ доставки может оговариваться в договоре между сторонами. В таком случае направить документ нужно именно так.

Что делать, если в выполнении требований отказано

По общему правилу срок ответа на претензию составляет 30 дней. Однако в законе или напрямую в договоре может быть указан иной срок, именно он и должен быть принят во внимание.

Важно: Пленумом ВС РФ в 2021 году разъясняется, что на период подачи и рассмотрения претензии приостанавливается течение срока исковой давности для подачи иска в суд.

Недобросовестный контрагент может не направить ответ на претензию в срок или ответить после истечения. ВС РФ подчёркивает: «… не поступление ответа на претензию в течение 30 дней либо срока, установленного договором, приравнивается к отказу в удовлетворении претензии».

Важно понимать, что добросовестный контрагент заинтересован в досудебном урегулировании спора. Если отвечать на претензию он не желает, значит, не планирует исполнять свои обязательства. Даже при отсутствии препятствий к отправке отзыва по официальным каналам можно изыскать возможность связаться и высказать своё согласие с заявленными требованиями.

Это значит, что если ответ на обоснованные требования не поступил или поступил с нарушением сроков, то пострадавшая сторона вправе обратиться в суд.

Исковое заявление направляется в суд или арбитраж по месту жительства или юридическому адресу ответчика. Допускается направление иска в судебную инстанцию по месту совершения сделки.

К исковому заявлению обязательно прилагаются документы, подтверждающие намерения истца решить вопрос мирным путём. Это — копия претензии, факты, подтверждающие её получение второй стороной, скриншоты переписки в мессенджерах и социальных сетях.

Профессиональные адвокаты нашей компании помогут на всех этапах досудебного урегулирования правового спора, а также обеспечат подготовку искового заявления и представительство интересов клиента в суде.

Если Вам требуется помощь юриста в Москве, и Вы не знаете, какой порядок досудебного урегулирования споров, наши юристы помогут Вам максимально эффективно получить положительный результат. Ждем Вашего звонка

+7 (495) 230-16-82

Вам может быть полезно

Как возмещается ущерб (имущественный вред), причиненный в результате ДТП

  Если поврежденное имущество застраховано или у виновника есть полис обязательного или добровольного страхования гражданской ответственности, нужно обратиться к страховщику. Он определит размер ущерба и возместит его на условиях договора страхования. Если страховки нет, придется обращаться к лицу, ответственному за вред. Руководствуйтесь при этом порядком, предусмотренным для ситуаций, когда у виновника нет полиса ОСАГО или […]

Читать далее

Субсидиарная ответственность учредителя

Люди выбирают ООО из-за ограниченной ответственности. Когда фирма зарегистрирована, она становится юридически и финансово независимой от владельцев. Предполагается, что любые обязательства, возникшие у юрлица, не лягут на учредителей. Однако, законодательство предусматривает ситуации, когда владелец бизнеса будет отвечать за долги фирмы. Почему учредителя могут привлечь к субсидиарной ответственности? Хотя собственники принимают ключевые решения, именно директор ведет […]

Читать далее

Как обжаловать протест прокурора

      Организация, в отношении акта которой прокурор принес протест, вправе обжаловать его в суде. Выбор суда для обжалования зависит от того, касается ли акт организации, на который принесен протест, ее предпринимательской деятельности или нет. Например, если протест принесен в отношении акта (локального или индивидуального), касающегося трудовых отношений с работниками, то оспаривать протест нужно […]

Читать далее

Как оформить ДТП без вызова ГИБДД (по европротоколу)?

Оформить ДТП самостоятельно, без участия сотрудников полиции можно только при одновременном соблюдении следующих условий (п. п. 1, 6 ст. 11.1 Закона от 25.04.2002 N 40-ФЗ): в результате ДТП вред причинен только транспортным средствам (далее — ТС), участвовавшим в ДТП (не причинен вред жизни или здоровью); ДТП произошло в результате столкновения двух ТС (включая ТС с […]

Читать далее

Виды аккредитивов

  Аккредитивы бывают разных видов в зависимости от порядка их использования, объема прав сторон и других критериев. В частности, они могут быть отзывными или безотзывными, подтвержденными или неподтвержденными, покрытыми или нет. Например, отзывный аккредитив плательщик может изменить без предварительного уведомления получателя, а чтобы изменить безотзывный, потребуется его согласие. Если аккредитив подтвержденный, это значит, что по […]

Читать далее

Не нашли нужную практику?

Закажите консультацию и наш менеджер свяжется с Вами в течении 10 минут

    Пожалуйста, докажите, что вы человек, выбрав чашка.
    Заказите консультацию
    Реальные рейтинги на независимых ресурсах

    Юридическая компания «Зайцев и партнёры» занимает топовую позицию в рейтинге надежности и качества правовых услуг по версии Яндекс.Отзывы, СПР, Yell и других ресурсов:

    CПP

    желтые страницы

    4,9 из 5

    Яндeкc

    отзывы

    4,3 из 5

    Yеll

    отзывы

    4,5 из 5

    Я.Кью

    Эксперт

    4,8 из 5

    9111.ru

    соцсеть юристов

    4,9 из 5

    ПPABДA

    КЛИЕНТОВ

    4,8 из 5

    CАTАLОХY

    отзывы

    5,0 из 5

    tор-аdvоkаts.ru

    отзывы

    4,6 из 5