Порядок досудебного урегулирования споров
Досудебное разбирательство предполагает достижение сторонами соглашения по правовому спору. Мирное решение проблемы предусмотрено гражданским, арбитражным, трудовым и административным законодательством. Отсутствие обращений в суд снижает нагрузку на судей и позволят самим сторонам сократить издержки и сохранить деловую репутацию. Ведь факт участия в суде ответчика вносится во все информационные системы.
Добровольные и обязательные примирительные процедуры
Обязательная процедура предполагает, что до подачи искового заявления сторона обязана принять меры к добровольному исполнению ответчиком взаимных договорённостей. В отсутствие таких действий суд может по закону отказать в рассмотрении иска. При обращении в суд потребуется представить доказательства, что были приняты меры к мирному решению спора.
Обязанность проведения претензионной процедуры может быть прописана как в федеральном законе, регулирующим отношения сторон, так и прямо в договоре.
Законы федерального уровня обязывают рассматривать дела в суде только после направления претензии ответчику по следующим вопросам:
- Возмещение страховки по ОСАГО.
- Признание сделок недействительными.
- Споры в рамках налогового законодательства о взыскании платежей и штрафных санкций (в части основного долга).
- Изменение объёма или структуры алиментных обязательств по действующим соглашениям.
- Закупка товаров и услуг по муниципальным (государственным) контрактам.
- Выселение гражданина из жилого помещения по любым основаниям.
- Споры по воздушным и железнодорожным грузоперевозкам и доставке багажа.
Список неполный, есть и другие вытекающие из федеральных законов споры, требующие досудебного урегулирования.
Сразу подать иск в суд без предварительных примирительных процедур, можно в следующих случаях:
- По делам об установлении фактов, которые имеют юридическое значение.
- По вопросам банкротства и несостоятельности.
- При корпоративных спорах.
- По исполнению решений иностранных судов, в том числе арбитража.
- О взыскании залогового имущества.
- По делам о возмещении убытков, которые произошли по причине причинения вреда.
- По объявлению сделки недействительной.
Обязанность по направлению претензии до обращения в суд также может быть прописана в договоре между контрагентами. В этом случае необходимо указать все тонкости:
- Период, в течение которого нужно направить возражения. Пример: «претензия направляется в 30-дневный срок со дня, когда сторона узнала или должна была узнать о нарушении своего права».
- В какое структурное подразделение ответчика передаётся претензия (секретариат, канцелярия, юридический отдел, бухгалтерия).
- Срок, в течение которого претензия должна быть рассмотрена (10,15,20, 30 дней или иной период по усмотрению сторон).
- Способ направления претензии: почтовой связью с уведомлением, по электронной почте, лично и т. д.
- Список документов, прилагаемых к претензии (счета, акты, накладные и т. д.).
- Метод ответа, а также последствия, которые наступят, если ответ не поступил.
При добровольном урегулировании та сторона, чьи права нарушены, по собственной инициативе пытается решить вопрос мирным путём: через направление претензии или через ведение переговоров.
Медиация (переговорный процесс) возможна, если есть следующие условия:
- Обе стороны согласны на решение вопроса без обращения в суд.
- Медиатор не является заинтересованным лицом и не связан ни с одной из сторон переговоров личными интересами.
Переговоры проводятся с участием третьего лица-медиатора, который должен примирить стороны конфликта и найти решение, устраивающее обе стороны. Обычно таким человеком становится профессиональный юрист.
Выгода урегулирования без суда
Разрешение конфликта без судебных разбирательств имеет преимущества:
- Договориться возможно короткие сроки. Судебный процесс может затянуться на год и более. Если речь идёт о срыве поставок, неисполнении финансовых обязательств, то пострадавшая сторона может понести большие потери.
- Стороны сохранят свою деловую репутацию. Во всех поисковых системах есть информация о количестве дел, по которым хозяйствующих субъект выступал в качестве ответчика по делу.
- Обе стороны не несут расходы по рассмотрению дела в суде: госпошлина, услуги юристов.
Гораздо выгоднее воспользоваться услугами профессионального адвоката на этапе досудебного урегулирования.
Правила подачи претензии
В силу закона или договора мирное урегулирование начинается с направления претензии виновной стороне. Далее, ожидается ответ контрагента о согласии или несогласии с заявленными требованиями, по существу. После получения ответа можно решать вопрос о целесообразности подачи искового заявления.
Доставить документ виновному лицу можно несколькими способами:
- Направить претензию по почте. Это должно быть заказное письмо с уведомлением о вручении и описью вложения. Опись необходима, поскольку к претензии прилагается документы, подтверждающие неисполнение обязательства (фактуры, накладные, акты и т. д.).
- Можно вручить возражения лично в руки виновной стороне. При этом на втором экземпляре получатель должен поставить свою подпись с датой вручения, написать «получено». Обязательно указывается должность лица, которому вручена претензия.
В 2021 году Пленум ВС РФ обозначил, что в качестве подтверждения направления возражений принимаются не только уведомления об отправке заказных писем, но и скриншоты с электронной почты, мессенджеров и социальных сетей. Альтернативный способ доставки претензии должен быть описан в договоре между сторонами либо у сторон имеется опыт такими сообщениями.
Способ доставки может оговариваться в договоре между сторонами. В таком случае направить документ нужно именно так.
Что делать, если в выполнении требований отказано
По общему правилу срок ответа на претензию составляет 30 дней. Однако в законе или напрямую в договоре может быть указан иной срок, именно он и должен быть принят во внимание.
Важно: Пленумом ВС РФ в 2021 году разъясняется, что на период подачи и рассмотрения претензии приостанавливается течение срока исковой давности для подачи иска в суд.
Недобросовестный контрагент может не направить ответ на претензию в срок или ответить после истечения. ВС РФ подчёркивает: «… не поступление ответа на претензию в течение 30 дней либо срока, установленного договором, приравнивается к отказу в удовлетворении претензии».
Важно понимать, что добросовестный контрагент заинтересован в досудебном урегулировании спора. Если отвечать на претензию он не желает, значит, не планирует исполнять свои обязательства. Даже при отсутствии препятствий к отправке отзыва по официальным каналам можно изыскать возможность связаться и высказать своё согласие с заявленными требованиями.
Это значит, что если ответ на обоснованные требования не поступил или поступил с нарушением сроков, то пострадавшая сторона вправе обратиться в суд.
Исковое заявление направляется в суд или арбитраж по месту жительства или юридическому адресу ответчика. Допускается направление иска в судебную инстанцию по месту совершения сделки.
К исковому заявлению обязательно прилагаются документы, подтверждающие намерения истца решить вопрос мирным путём. Это — копия претензии, факты, подтверждающие её получение второй стороной, скриншоты переписки в мессенджерах и социальных сетях.
Профессиональные адвокаты нашей компании помогут на всех этапах досудебного урегулирования правового спора, а также обеспечат подготовку искового заявления и представительство интересов клиента в суде.
Если Вам требуется помощь юриста в Москве, и Вы не знаете, какой порядок досудебного урегулирования споров, наши юристы помогут Вам максимально эффективно получить положительный результат. Ждем Вашего звонка