Звоните, Пн-Пт 10:00-20:00
+7 (495) 230-16-82
Звоните, Пн-Пт 10:00-20:00
+7 (495) 230-16-82

Порядок досудебного урегулирования споров

Досудебное разбирательство предполагает достижение сторонами соглашения по правовому спору. Мирное решение проблемы предусмотрено гражданским, арбитражным, трудовым и административным законодательством. Отсутствие обращений в суд снижает нагрузку на судей и позволят самим сторонам сократить издержки и сохранить деловую репутацию. Ведь факт участия в суде ответчика вносится во все информационные системы.

Добровольные и обязательные примирительные процедуры

Обязательная процедура предполагает, что до подачи искового заявления сторона обязана принять меры к добровольному исполнению ответчиком взаимных договорённостей. В отсутствие таких действий суд может по закону отказать в рассмотрении иска. При обращении в суд потребуется представить доказательства, что были приняты меры к мирному решению спора.

Обязанность проведения претензионной процедуры может быть прописана как в федеральном законе, регулирующим отношения сторон, так и прямо в договоре.

Законы федерального уровня обязывают рассматривать дела в суде только после направления претензии ответчику по следующим вопросам:

  • Возмещение страховки по ОСАГО.
  • Признание сделок недействительными.
  • Споры в рамках налогового законодательства о взыскании платежей и штрафных санкций (в части основного долга).
  • Изменение объёма или структуры алиментных обязательств по действующим соглашениям.
  • Закупка товаров и услуг по муниципальным (государственным) контрактам.
  • Выселение гражданина из жилого помещения по любым основаниям.
  • Споры по воздушным и железнодорожным грузоперевозкам и доставке багажа.

Список неполный, есть и другие вытекающие из федеральных законов споры, требующие досудебного урегулирования.

Сразу подать иск в суд без предварительных примирительных процедур, можно в следующих случаях:

  • По делам об установлении фактов, которые имеют юридическое значение.
  • По вопросам банкротства и несостоятельности.
  • При корпоративных спорах.
  • По исполнению решений иностранных судов, в том числе арбитража.
  • О взыскании залогового имущества.
  • По делам о возмещении убытков, которые произошли по причине причинения вреда.
  • По объявлению сделки недействительной.

Обязанность по направлению претензии до обращения в суд также может быть прописана в договоре между контрагентами. В этом случае необходимо указать все тонкости:

  • Период, в течение которого нужно направить возражения. Пример: «претензия направляется в 30-дневный срок со дня, когда сторона узнала или должна была узнать о нарушении своего права».
  • В какое структурное подразделение ответчика передаётся претензия (секретариат, канцелярия, юридический отдел, бухгалтерия).
  • Срок, в течение которого претензия должна быть рассмотрена (10,15,20, 30 дней или иной период по усмотрению сторон).
  • Способ направления претензии: почтовой связью с уведомлением, по электронной почте, лично и т. д.
  • Список документов, прилагаемых к претензии (счета, акты, накладные и т. д.).
  • Метод ответа, а также последствия, которые наступят, если ответ не поступил.

При добровольном урегулировании та сторона, чьи права нарушены, по собственной инициативе пытается решить вопрос мирным путём: через направление претензии или через ведение переговоров.

Медиация (переговорный процесс) возможна, если есть следующие условия:

  • Обе стороны согласны на решение вопроса без обращения в суд.
  • Медиатор не является заинтересованным лицом и не связан ни с одной из сторон переговоров личными интересами.

Переговоры проводятся с участием третьего лица-медиатора, который должен примирить стороны конфликта и найти решение, устраивающее обе стороны. Обычно таким человеком становится профессиональный юрист.

Выгода урегулирования без суда

Разрешение конфликта без судебных разбирательств имеет преимущества:

  1. Договориться возможно короткие сроки. Судебный процесс может затянуться на год и более. Если речь идёт о срыве поставок, неисполнении финансовых обязательств, то пострадавшая сторона может понести большие потери.
  2. Стороны сохранят свою деловую репутацию. Во всех поисковых системах есть информация о количестве дел, по которым хозяйствующих субъект выступал в качестве ответчика по делу.
  3. Обе стороны не несут расходы по рассмотрению дела в суде: госпошлина, услуги юристов.

Гораздо выгоднее воспользоваться услугами профессионального адвоката на этапе досудебного урегулирования.

Правила подачи претензии

В силу закона или договора мирное урегулирование начинается с направления претензии виновной стороне. Далее, ожидается ответ контрагента о согласии или несогласии с заявленными требованиями, по существу. После получения ответа можно решать вопрос о целесообразности подачи искового заявления.

Доставить документ виновному лицу можно несколькими способами:

  • Направить претензию по почте. Это должно быть заказное письмо с уведомлением о вручении и описью вложения. Опись необходима, поскольку к претензии прилагается документы, подтверждающие неисполнение обязательства (фактуры, накладные, акты и т. д.).
  • Можно вручить возражения лично в руки виновной стороне. При этом на втором экземпляре получатель должен поставить свою подпись с датой вручения, написать «получено». Обязательно указывается должность лица, которому вручена претензия.

В 2021 году Пленум ВС РФ обозначил, что в качестве подтверждения направления возражений принимаются не только уведомления об отправке заказных писем, но и скриншоты с электронной почты, мессенджеров и социальных сетей. Альтернативный способ доставки претензии должен быть описан в договоре между сторонами либо у сторон имеется опыт такими сообщениями.

Способ доставки может оговариваться в договоре между сторонами. В таком случае направить документ нужно именно так.

Что делать, если в выполнении требований отказано

По общему правилу срок ответа на претензию составляет 30 дней. Однако в законе или напрямую в договоре может быть указан иной срок, именно он и должен быть принят во внимание.

Важно: Пленумом ВС РФ в 2021 году разъясняется, что на период подачи и рассмотрения претензии приостанавливается течение срока исковой давности для подачи иска в суд.

Недобросовестный контрагент может не направить ответ на претензию в срок или ответить после истечения. ВС РФ подчёркивает: «… не поступление ответа на претензию в течение 30 дней либо срока, установленного договором, приравнивается к отказу в удовлетворении претензии».

Важно понимать, что добросовестный контрагент заинтересован в досудебном урегулировании спора. Если отвечать на претензию он не желает, значит, не планирует исполнять свои обязательства. Даже при отсутствии препятствий к отправке отзыва по официальным каналам можно изыскать возможность связаться и высказать своё согласие с заявленными требованиями.

Это значит, что если ответ на обоснованные требования не поступил или поступил с нарушением сроков, то пострадавшая сторона вправе обратиться в суд.

Исковое заявление направляется в суд или арбитраж по месту жительства или юридическому адресу ответчика. Допускается направление иска в судебную инстанцию по месту совершения сделки.

К исковому заявлению обязательно прилагаются документы, подтверждающие намерения истца решить вопрос мирным путём. Это — копия претензии, факты, подтверждающие её получение второй стороной, скриншоты переписки в мессенджерах и социальных сетях.

Профессиональные адвокаты нашей компании помогут на всех этапах досудебного урегулирования правового спора, а также обеспечат подготовку искового заявления и представительство интересов клиента в суде.

Если Вам требуется помощь юриста в Москве, и Вы не знаете, какой порядок досудебного урегулирования споров, наши юристы помогут Вам максимально эффективно получить положительный результат. Ждем Вашего звонка

+7 (495) 230-16-82

Вам может быть полезно

Нюансы досудебного порядка урегулирования споров

Досудебное урегулирование споров предполагает порядок, когда стороны предпринимают попытки решения правового конфликта без обращения в суд. Процесс осуществляется в следующих формах: переговоры с участием медиаторов (третьих лиц из числа профессиональных юристов) или уполномоченного по правам потребителей финансовых услуг; направление претензий и проведение встреч; привлечение к разрешению разногласий представителей органов публичной власти (прокурора). В арбитражном процессе […]

Читать далее

Что делать организации, если она получила представление прокурора об устранении нарушений закона

  Организация, получив по итогам проверки представление прокурора, обязана как можно скорее рассмотреть его. Порядок его рассмотрения (в частности, то, будет ли оно рассматриваться коллегиально или единолично руководителем) определяет сама организация. В ряде случаев на рассмотрение нужно пригласить самого прокурора. Если вы рассмотрели представление и согласились с наличием нарушений, то вам нужно исполнить представление в […]

Читать далее

Работник требует признания события несчастным случаем на производстве

Ст. ст. 227 — 231 ТК РФ, ст. 151 ГК РФ, п. 9 Постановления Пленума ВС РФ от 10.03.2011 N 2 Описание ситуации Работник получил травму (погиб). Он или его родственник считают, что это событие связано с производством. Работодатель не согласен. Ссылается, например, на то, что травма получена в нерабочее время (не при исполнении трудовых […]

Читать далее

Прекращение уголовного дела по нереабилитирующим основаниям

1.Понятие нереабилитирующих оснований Существует несколько квалификаций оснований для прекращения уголовного дела, в том числе деление на реабилитирующие и нереабилитирующие. Сущность исследуемого основания можно выявить путем анализа названия и уяснения смысла реабилитации в уголовном процессе. Согласно п. п. 34, 35 ст. 5 УПК РФ реабилитация — это порядок восстановления прав и свобод лица, незаконно или необоснованно […]

Читать далее

Как составить и подать исковое заявление о защите прав потребителей?

Необходимость подать исковое заявление о защите прав потребителя возникает в случае, когда нарушены права гражданина при заказе, приобретении или использовании им товаров (работ, услуг) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, и нарушенные права не восстановлены во внесудебном порядке (абз. 3 преамбулы, п. 1 ст. 17 Закона от […]

Читать далее

Не нашли нужную практику?

Закажите консультацию и наш менеджер свяжется с Вами в течении 10 минут

    Пожалуйста, докажите, что вы человек, выбрав чашка.
    Заказите консультацию
    Реальные рейтинги на независимых ресурсах

    Юридическая компания «Зайцев и партнёры» занимает топовую позицию в рейтинге надежности и качества правовых услуг по версии Яндекс.Отзывы, СПР, Yell и других ресурсов:

    CПP

    желтые страницы

    4,9 из 5

    Яндeкc

    отзывы

    4,3 из 5

    Yеll

    отзывы

    4,5 из 5

    Я.Кью

    Эксперт

    4,8 из 5

    9111.ru

    соцсеть юристов

    4,9 из 5

    ПPABДA

    КЛИЕНТОВ

    4,8 из 5

    CАTАLОХY

    отзывы

    5,0 из 5

    tор-аdvоkаts.ru

    отзывы

    4,6 из 5